Особенности территориального (межхозяйственного) землеустройства в Германии
Features of territorial (inter-farm) land management in Germany
Особое внимание акцентируется на законодательство страны, в частности «Строительный кодекс», в отношении перепланировки земельных участков. Описываются Градостроительные договоры, которые предназначены для осуществления публичными органами своих полномочий по решению градостроительных задач и выполняющие публичную и правовую функции по управлению земельных участков в отношении их разрешенного использования. Выделяются и описываются характерные особенности деятельности общины, которая играет важную роль в проведении перепланировки территории. Показаны теоретический и практический алгоритмы действий по перепланировке земельных участков.
Abstract: The article examines features of territorial (inter-farm) land management in Germany (on the example of the process of land division by the land cadastre of Saxony). Special attention is paid to the legislation of the country, in particular the "Construction code", in relation to the redevelopment of land plots. The paper describes the Urban development contracts, which are intended for the public authorities to exercise their powers to solve urban problems and perform public and legal functions for the management of land plots in relation to their permitted use. The theoretical and practical algorithms of actions on the re-planning of land plots are shown.
Keywords: territorial (inter-farm) land management, land use, land legislation, land management actions, land use plans.
Территорию Федеративной Республики Германия составляют 16 равноправных субъектов — федеральных земель. Государственное устройство регулируется Основным законом – конституцией Германии.
Федеральные земли обладают широким кругом полномочий в области создания и принятия местных собственных законов.
В соответствии с законодательством Германии федеральные земли должны следовать федеральным законам в процессе создания систем зонирования и регулирования землепользования. Для этого каждый субъект обязан разработать Генеральный план и Генеральную программу развития землепользования своих территорий, соблюдение положений которых является обязательным для коммун (муниципалитетов).
Утвержденный проект землеустройства служит основой для планирования использования земель различного уровня [1].
«Межхозяйственное (территориальное) землеустройство в Германии включает в себя следующие землеустроительные действия:
- консолидация земель;
- межеванием земель;
- формирование новых земельных участков при изъятии и предоставлении земель;
- перепланировка участка (застройка территории, прокладка дорог, строительство инженерных объектов и сооружений)».
Последняя в большинстве ситуаций сопровождается «изменением границ земельных участков».[2].
Проект землеустройства по перепланировке земельных участков осуществляется на основании:
- принудительного изъятия земель;
- соглашения (по собственной воле) собственников на «перепланировку земельных участков» с учетом приема различного вида компенсаций;
- обмена земельными участками и их покупка;
- градостроительных договоров;
- сдачи участков земли собственниками в аренду [2].
Перепланировка земельных участков осуществляется на основании законодательства Германии:
- «Свод законов; Гражданский кодекс; Строительный кодекс; федеральный закон «О землеустройстве»»;
- «Закон федеральных земель «Об устройстве границ»»; «Закон о предоставлении кредитов на аренду земельных участков»; «Закон о мерах, вытекающих из поземельной книги»;
- «Положение о правовых сделках с земельными участками»; «Положение о порядке введения поземельных книг; Положение о ведении кадастровых книг» и др.[3].
Ответственность за проведение перепланировки участка под застройку несет община [1].
Как правило, община использует административный акт, имеющий юридическую силу, для выполнения публичных задач по реализации планов застройки.
Согласно §46 Общего строительного закона Саксони от 01.07.1900 (Prussian Fluchtliniengesetz , 02.07.1875) уже со времен законодательства Германской империи для реализации и достижения общих интересов, достижения цели общего блага заключались договоры (например, при подготовке земельных участков под застройку – Erschliessungsvertrag) [4].
Градостроительные договоры — это контракты по реализации Плана застройки (Bebauungsplan*а), одна из форм публично-правового управления [4].
Градостроительные договоры, являясь составной частью законодательства о строительных планах, определяют:
- выполнение, прежде всего, публичной и правовой функций по управлению в сфере разрешённого использования земель;
- осуществление публичными органами своих полномочий по решению градостроительных задач[4].
Предметами градостроительного договора являются (§ 11 Строительного кодекса ФРГ (BauGB):
- Подготовка и проведение градостроительных мероприятий контрагентом за его счет; изменение режима земельных участков; мелиорация и рекультивация почвы; разработка градостроительных планов; разработка экологического отчета.
«Приватизация властных полномочий» общины осуществляется в функциональном смысле, и не осуществляется в материальном. Это объясняется тем, что община несет ответственность за предусмотренные законом процедуры составления планов [4].
- Помощь и решение проблем для достижения поставленных целей строительного плана: в частности — пользования земельными участками (установление срока пользования, другие условия); проведение мероприятий по компенсации (абзац 3 § 1а Строительного кодекса ФРГ) [3].
- Решение о взятии на себя издержек или прочих затрат, возникающих у общины вследствие проведения мероприятий по градостроительству являются условием (следствием) запланированного проекта (предоставление земельных участков) [4].
Также доктрина включает в себя следующие градостроительные договоры:
- Договор об осуществлении проекта (§ 12 Строительного кодекса ФРГ) заключается общиной и инвестором, согласно которому второй обязуется разработать проект плана застройки и осуществить его, при условии что община примет соответствующее решение о его разработке и утверждении. Так же инвестор обязуется осуществить его в течение определенного срока и нести полностью или частично расходы по разработке планов и по инженерной подготовке к застройке [3].
- Согласно § 124 Строительного кодекса ФРГ к этому списку относится и «Договор об инженерной подготовке территории к застройке». Суть данного договора заключается в передаче осуществления инженерной подготовки общиной третьему лицу, посредством заключения с ним договора [3].
Инженерная подготовка участка к строительству является задачей общины согласно нормам других законов или согласно публично-правовым обязательствам [4].
Предметом договора об инженерной подготовке являются инженерные системы, которые расположены в определенном районе в общине, подлежащем подготовке под строительство:
- инженерные системы, расходы на которые согласно федеральному законодательству и законодательству земель покрываются за счет взносов;
- инженерные системы, сборы на содержание которых не осуществляются [4].
Третье лицо может взять на себя обязательство перед общиной полностью или частично возместить расходы на инженерную подготовку независимо от того, будут ли взиматься взносы на содержание инженерных систем [4].
Исполнения, которые предусмотрены договором, должны быть соразмерными с учетом всех обстоятельств и находиться в объективной взаимосвязи с инженерной подготовкой [4].
- В соответствии с § 154 Строительного кодекса ФРГ, это градостроительные договоры (контракты), по санации части территории общины.
Содержание договоров: «собственник земельного участка, расположенного в официально утвержденном районе санации, для финансирования соответствующих работ должен заплатить общине выравненный платеж в денежной форме, который соответствует повышению земельной стоимости его земельного участка, обусловленной проведением санации» [4].
Общинное представительство (совет общины) отдает распоряжения на перепланировку участка под застройку и возлагает ее проведение на органы магистрата независимо от готовности плана застройки, при условии наличия специального постановления о перепланировке [1].
Такое постановление «содержит описание района перепланировки со всеми земельными участками и должно быть публично оглашено с разрешения магистрата. Для информирования всех задействованных лиц публично оглашают список всех участников и составляют план участка [1]».
Итак, план застройки составлен, поэтому следующим действием является создание проекта перераспределения земель. Данный проект обсуждается со всеми участниками землеустройства.
Далее магистрат принимает проект перераспределения земель, который оглашается публично и в результате которого все участники получают собственную выписку, которая содержит конкретную информацию по каждому земельному участку. «На новых земельных участках производятся геодезические работы и межевание земель с обозначением новых границ [2]».
Как только план перепланировки вступит в силу и будет публично объявлен, в кадастр недвижимости и поземельную книгу вносят изменения. Здесь процедура перепланировки заканчивается.
Последним этапом является инженерная подготовка территории, а после нее приступают к застройке [1].
Некоторые субъекты Германии, при условии, что все собственники земельных участков добровольно согласились на перепланировку, используют следующий алгоритм действий:
- «Заключают нотариально заверенный договор между каждым собственником земельного участка, общиной и инвестором-застройщиком.
- Оформляют переход земельной собственности к общине (инвестору, промоутеру и т. п.).
- Составляют проект перепланировки земельного участка и проводят геодезические работы.
- Изымают площади под объекты инфраструктуры (дороги, объекты энергетики и коммунального хозяйства).
- Возвращают собственность прежнему владельцу с оформлением новых документов о собственности [1]».
Данный алгоритм на деле осуществляется следующим образом:
- Заключается нотариально-заверенный договор, на основании которого все задействованные в процесс перепланировки земельные участки вносятся в простое товарищество.
- Составляется проект перепланировки территории.
- Происходит урегулирование плана застройки.
- Возвращение измененных участков собственникам.
- Создание протокола о происшедших изменениях.
- На основании протокола — внесение изменений в кадастр недвижимости и поземельную книгу [2].
Однако собственники земельных участков соглашаются на проведение перепланировки и довольно часто, так как «разница между ценой на землю сельскохозяйственного использования и ценой на землю под застройку без затрат на проведение инженерных работ принадлежит собственнику, которая обычно составляет 40 % [1]».
«Местные власти (городской совет) и входящие в их структуру отделы планирования, развития недвижимости и строительства» городов несут ответственность за проведение объединения (консолидации) земель и составляют «документы, связанные с регулированием землепользования: «планы зонирования территории, проекты консолидации земель и др. [2]».
«На сельскохозяйственных территориях консолидацией фермерских земель занимаются дирекции (специально созданные управления) [2]».
Планы перепланировки и проекты консолидации земель по своей программе, оформлению и по процессу очень схожи.
При проекте консолидации в сельской местности немалую роль играет оценка земель по плодородию и местоположению. Это должно привести к тому, что в результате данного проекта все собственники земельных участков получили в равной степени по плодородию земельную площадь, которая будет сосредоточена рядом с домом каждого из собственников в наименьшем количестве участков последствием ликвидации недостатков землепользования (чересполосицы, дальноземелья, вклиниваний, вкрапливаний и т. д.) [2].
На фермерских землях без существенных особенностей происходит путем формирования новых земельных участков, а так же переоформлением прав собственности на землю (купле-продажа земельного участка или его части; дарение; наследование) [1].
Порядок (алгоритм) действий можно рассмотреть на примере «разделения участков органами земельного кадастра земли Саксония (рисунок 1) [1]».
Рисунок 1. Проведение процесса разделения участков органами земельного кадастра земли Саксония
Библиографический список
1. Волков С.Н., Землеустройство, т. 7. Землеустройство за рубежом, Москва: КолосС, 2005, 408 с.2. В.В. Миллер, «Диссертация на тему "Землеустройство в системе управления сельскими территориями Федеративной Республики Германии",» 2010. Available: http://www.dissercat.com/content/zemleustroistvo-v-sisteme-upravleniya-selskimi-territoriyami-federativnoi-respubliki-germani.
3. «Федеральные законы и постановления,» Available: http://www.ru-de.ru/proects/baurecht.php.
4. Кучина. С.А., «Применение договорных форм публичного управления развитием территорий и инфраструктурные сборы в строительном праве Германии. Основные тезисы,» Available: http://www.m-logos.ru/img/Tezisy%20Kuchina%20S.A.pdf.