Индекс УДК 332.3(470)
Дата публикации: 14.03.2019

Особенности ведения государственного мониторинга земель и земельного надзора на территории Калининградской области

Features of conducting state monitoring of lands and land supervision on the territory of the Kaliningrad region

Гиронак Елена Владимировна,
Научный руководитель:
Ясевич Елена Петровна,

1. магистрант кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
2. начальник отдела кадастрового учета № 1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области;

Gironak Elena Vladimirovna,
Scientific director:
Yasevich Elena Petrovna,

1. Department of Urban Planning, Land Management and Design, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU)
2. head of cadastral accounting Department № 1 of the branch of fsbi "FKP rosreestra" in the Kaliningrad region;

Аннотация: В статье рассматриваются особенности ведения государственного мониторинга земель и земельного надзора на территории Калининградской области. Особое внимание акцентируется на правовые основы ведения государственного мониторинга земель и земельного надзора. Описываются основные законодательные акты и нормы, по которым проводится государственный земельный надзор. Выделяются и описываются основные нарущения, выявленные Управлением Росреестра по Калининградской области при осуществлении земельного надзора.

Abstract: The article discusses the features of conducting state land monitoring and land supervision in the territory of the Kaliningrad region. Particular attention is focused on the legal framework for conducting state land monitoring and land supervision. Describes the main legislative acts and norms, according to which state land supervision is carried out. The main violations detected by the Rosreestr Administration for the Kaliningrad Region during the implementation of land supervision are identified and described
Ключевые слова: государственный земельный надзор, охрана земель, земельное законодательство, межведомственное информационное взаимодействие.

Keywords: state land supervision, land protection, land legislation, interdepartmental information interaction.


Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ., Законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008года № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

         Основной задачей государственного земельного  надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Осуществляется  надзор за соблюдением: выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы; выполнения требований о наличии и сохранности пунктов государственных геодезических сетей на земельном участке [1].

 Государственный земельный надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Должностные лица при проведении проверок  имеют право составлять и рассматривать протоколы по «Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ [2].

 Должностные лица при проведении проверок  имеют право составлять и рассматривать протоколы по следующим статьям:

— самовольное занятие земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;

— уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков;

— самовольная уступка права пользования землей, а равно самовольной мены земельного участка;

— использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом;

— неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения;

— невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению [4].

 Сведения о результатах проведения государственного земельного надзора подлежат включению в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества [3].

Для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о результатах проведения государственного земельного надзора в орган регистрации прав направляются документы в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В указный документ включаются сведения о результатах проведения государственного земельного надзора в следующем объеме:

— органа, проводившего мероприятие по государственному земельному надзору;

— наименование проведенного мероприятия государственного земельного надзора (документарная или выездная, плановая или внеплановая проверка, административное обследование);

— дата окончания проведения мероприятия государственного земельного надзора;

— результаты проведенного мероприятия (слова «правонарушение выявлено/не выявлено», если правонарушение выявлено — вид выявленного правонарушения, включая площадь нарушения, признаки выявленного правонарушения);

— реквизиты документов, оформленных в ходе проведенного мероприятия (акт проверки;

— предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства;

— акт административного обследования объекта земельных отношений; постановление о назначении административного наказания, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении);

— с ведения об устранении выявленного нарушения требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации, путем указания слова «Устранено», наименования органа, проводившего мероприятие по государственному земельному надзору и принявшего решение об устранении правонарушения, и реквизитов документа, содержащего сведения об устранении правонарушения [3].

  За 2018 год в ЕГРН    внесена информация о результатах государственного земельного надзора в отношении 1640 земельных участков от Управления Росреестра по Калининградской области (г. Калининград, ул. Соммера, 27) и  Управления Россельхознадзора по Калининградской области (г. Калининград, Советский проспект, 188 в). Основными нарушениям признаны: ст. 25, 26, Земельного кодекса РФ – самовольное занятие части территории кадастрового квартала, ст. 26 Земельного кодекса РФ – использование без предусмотренных законом прав, ст. 42 Земельного кодекса РФ — неиспользование земельного участка, нецелевое использование земельного участка.

Внесенная в ЕГРН информация отображается в графе «Особые отметки» выписки из ЕГРН.

Библиографический список

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.,
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008года № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.