Оценка конкурентного потенциала аграрных территорий в Уральском федеральном округе
Evaluation of the competitive potential of agrarian territories in the Urals Federal District
Abstract: The article defines the share of the Urals Federal District in the total volume of agricultural production, which is 6.7%. The current state of agricultural production of the subjects is considered, the competitive potential of agrarian territories in the Urals Federal District is assessed. A comparative analysis was carried out in terms of the share of agricultural production in the structure of the district GRP and the volume of production by categories of farms. It was noted that, on average, the share of agricultural production in the structure of the GRP by the subjects of the North-West Federal District is 3.612%, which in cash amounts to more than 337 billion rubles. 2/3 of the total production is accounted for by agricultural organizations, which in absolute terms amounts to 180.39 billion rubles. In terms of the share of agricultural production, in the context of agricultural organizations, the Sverdlovsk region is leading (62.59%), the minimum value of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug (10.86%). In more than 2/3 of the subjects, this indicator is above average. It is revealed that the subjects included in the Ural Federal District are not homogeneous in their agrarian potential. The Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug can be attributed to the number of subjects with a weak position, characterized by a low share of agricultural production in the overall structure of GRP, as well as a high share in the structure of agricultural production of private farms.
Keywords: agrarian potential, agrarian territory, Ural federal district, agricultural production, subject of the federation
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ (РФФИ) научного проекта №16-02-00030
Сельские территории сегодня являются неотъемлемой частью развития страны, так как именно благодаря ним сохраняются культурные традиции населения, производится уникальная, экологически чистая и питательная сельскохозяйственная продукция.
На сегодняшний день сельские территории переживают тяжелые времена. Все больше людей переезжают из сельских территорий в крупные города, с большими карьерными перспективами, достойным уровнем медицины, более развитой инфраструктурой. В этой связи главной задачей государства является стимулирование аграрного сектора экономики, влекущее за собой повышение социального и экономического уровня жизни жителей села.
Несмотря на то, что понятие «сельские территории» закреплено концепцией устойчивого развития сельских территорий до 2020 года, в данной работе используется трактовка «аграрные территории». На наш взгляд, понятие «аграрные территории» конкретизирует отраслевую специфику муниципальных образований. Также целесообразность использования этого понятия подтверждается важностью оценки именно аграрного потенциала территорий, позволяющей получать более объективные данные о состоянии и перспективах развития территории и агропромышленного производства в комплексе [2].
Уральский федеральный округ, являющийся одним из богатейших минерально-сырьевых регионов, занимает практически 11% от общей территории нашей страны. На его территории проживает 8,5% от общего числа граждан России, однако плотность населения здесь составляет 6,5 человек на квадратный километр. Низкая населенность регионов также сочетается с преобладающей долей городского населения, сконцентрированном в основном в таких городах, как Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. В состав Уральского федерального округа входит 6 субъектов РФ, представленные на Рис.1.
Рисунок 1. Административно-территориальное деление Уральского федерального округа [6]
Уральский федеральный округ располагает уникальным по запасам и разнообразию природно-ресурсным потенциалом, развитым промышленным комплексом, мощными, хотя и неравномерно развитыми, транспортной и энергетической инфраструктурой, высокой долей экспортной продукции, квалифицированными трудовыми ресурсами, разветвленной сетью образовательных и научно-исследовательских центров [5].
Доля Уральского федерального округа в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет 6,7%. Рассмотрим долю сельскохозяйственного производства в структуре ВРП Уральского федерального округа.
Таблица 1
Доля сельскохозяйственного производства в структуре ВРП УФО, в 2017 году, в % [6]
Субъект РФ | Объем производства сельхоз продукции в хозяйствах всех категорий, млрд.руб. | ВРП, млрд.руб | Доля сельскохозяйтсвенного производства в структуре ВРП, % |
Курганская область | 46,826 | 193,85 | 24,156 |
Свердловская область | 77,741 | 1978,06 | 3,931 |
Тюменская область | 75,986 | 927,04 | 8,197 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 9,229 | 3031,16 | 0,304 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 2,041 | 1963,87 | 0,104 |
Челябинская область | 126,108 | 1260,72 | 10,003 |
ИТОГО | 337,9 | 9354,74 | 3,612 |
Как видно из данных таблицы 1, в среднем доля сельскохозяйственного производства в структуре ВРП по субъектам Уральского федерального округа составляет 3,612% что в денежном объеме составляет более 337 млрд. рублей. Минимальное значение по данному показателю наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе (0,104%), а максимальное — в Курганской области (24,156 %). Ниже среднего значения доля сельскохозяйственного производства в структуре ВРП отмечается в 2 субъектах федерации: Ханты-Мансийском автономном округе (0,304 %) и Ямало-Ненецком автономном округе (0,104 %).
Подходя к вопросу оценки аграрного потенциала территории целесообразно рассматривать его как совокупность потенциалов хозяйствующих субъектов различного типа, включенных в состав сельской территории [3]. Рассмотрим объем продукции сельского хозяйства субъектов УФО по категориям хозяйств в абсолютном и относительном выражениях (Таблица 2 и Таблица 3).
Таблица 2
Объем производства продукции сельского хозяйства УФО в разрезе по категориям хозяйств в млрд.руб. в 2017 году [6]
Субъект РФ | Сельскохозяйственные организации (все сельхозорганизации) | Хозяйства населения (граждане) | Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели | Объем производства сельхоз продукции в хозяйствах всех категорий, млрд.руб. |
Курганская область | 17,182 | 21,002 | 8,642 | 46,826 |
Свердловская область | 48,659 | 23,898 | 5,182 | 77,741 |
Тюменская область | 39,823 | 32,175 | 3,988 | 75,986 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 1,002 | 5,856 | 2,371 | 9,229 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1,001 | 1,012 | 0,027 | 2,041 |
Челябинская область | 72,723 | 40,669 | 12,716 | 126,108 |
ИТОГО | 180,39 | 124,612 | 32,926 | 337,931 |
Как видно из представленной таблицы 2/3 всего объема производства приходится на сельскохозяйственные организации, что в абсолютном выражении составляет 180,39 млрд. рублей.
Таблица 3
Распределение доли сельхозпроизводства по категориям хозяйств в УФО, в % [6]
Субъект РФ | Сельскохозяйственные организации (все сельхозорганизации) | Хозяйства населения (граждане) | Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
Курганская область | 36,69 | 44,85 | 18,46 |
Свердловская область | 62,59 | 30,74 | 6,67 |
Тюменская область | 52,41 | 42,34 | 5,25 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 10,86 | 63,45 | 25,69 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 49,04 | 49,58 | 1,32 |
Челябинская область | 57,67 | 32,25 | 10,08 |
ИТОГО | 53,38 | 36,87 | 9,74 |
Проанализировав данные Таблицы 3, видно, что на сельскохозяйственные организации приходится 53,38 %. В то же самое время, наименьший объем производства — на крестьянские хозяйства и индивидуальных предпринимателей, на которые в процентном выражении приходится 9,74 % от общего объема сельхозпроизводства.
По доле объема производства сельхозпродукции, в разрезе сельскохозяйственных организаций, лидирует Свердловская область (62,59%), минимальное значение у Ханты-Мансийского автономного округа (10,86%). У более 2/3 субъектов данный показатель выше среднего. К числу отстающих субъектов относится лишь Курганская область и Ханты-Мансийский автономный округ.
Подводя итоги можно отметить, что субъекты, входящие в Уральский федеральный округ не однородны по своему аграрному потенциалу. К числу субъектов со слабой позицией, характеризующейся низкой долей производства сельскохозяйственной продукции в общей структуре ВРП, а также высокой долей в структуре производства сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств, можно отнести Ханты-Мансийский автономный округ. Аграрные территории с незначительным и низким уровнем конкурентного потенциала должны быть ориентированы на сохранение и развитие своих трудовых ресурсов, а также на стимулирование уже успешно функционирующих хозяйствующих субъектов в агропродовольственной сфере.
Библиографический список
1. Competitive potential of the Russian agrarian areas under the conditions of sanction / Zinchuk G.M., Anokhina M.E., Petrovskaya S.A. //Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Т. 21. № S4.
2. Зинчук Г.М., Яшкин А.В. Кластерный анализ аграрных территорий // Вестник Тверского государственного университета. Серия экономика и управление. №4. 2016. с. 143-149.
3. Касаикина К.М. Оценка конкурентного потенциала аграрных территорий в Южном федеральном округе // Проблемы стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем союзного государства сборник научных трудов II международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. 2017
4. Оценка конкурентного потенциала аграрных территорий Зинчук Г.М., Макекадырова А.С., Касаикина К.М., Правкин И.М.
Научные исследования и разработки. Экономика. 2016. Т. 4. № 5. С. 48-53.
5. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс] – 1999-2018. – Электр. дан. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – 1999-2016. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru/