Влияние кризиса 2014 года на развитие сельского хозяйства в РФ
Influence of the 2014 crisis on the development of agriculture of the Russian Federation
Abstract: The article analyzes the causes and consequences of the crisis in 2014 in Russia, describes the impact of political and economic situation that had occurred in the country as a result of imposed by the Russian Federation counter-sanctions directed against Western European countries' economics, on the nature of development of the agro-industrial complex in Russian Federation. The main directions of the state agrarian policy are considered in accordance with the State Program for the Development of Agriculture until 2020 in Russian Federation.
Keywords: currency crisis, hydrocarbon resources, devaluation of the ruble, sanctions, agriculture
Начавшийся в 2014 году валютный кризис в России ощутимо ударил по российской экономике и благосостоянию населения страны. Несмотря на внешнюю схожесть с кризисом 2008 года, он имел иные предпосылки и условия зарождения.
Главными причинами явились геополитические изменения, осложнение взаимоотношений с зарубежными партнерами. Эскалация конфликта на Украине и вступление полуострова Крым в состав Российской Федерации спровоцировали введение со стороны США и европейский стран ряда ограничительных политических и экономических мер в отношении России. Так, в ответ на присоединение Крыма Канада в середине 2014 года начала реализацию пакета санкций против некоторых российских компаний и банков, в списке которых были: Газпромбанк, предприятие «Базальт», компания «Созвездие», Внешэкономбанк, концерн «Алмаз-Антей» и ряд других компаний и банков [4]. Это значительно затруднило доступ российской банковской системе на внешний долговой рынок, что повлекло к повышению стоимости заёмных средств на финансовом рынке страны, а, следовательно, и сокращению объёма инвестиций. Были велики, как список, так и широта охвата антироссийских санкций. В марте 2014 года Великобритания и Канада приостановили военное сотрудничество с Россией, в том же месяце Германия прекратила экспорт оборонной продукции в Россию, в марте 2014 года США заморозили инвестиционное и военное сотрудничество с Россией, в апреле 2014 года Латвия прекратила вещание телеканала «Россия» из-за «предвзятого освещения ситуации на Украине» [11]. Реакцией на притеснения Запада явилось введенное Россией в августе 2014 года эмбарго на ввоз ключевых групп продуктов питания, включая овощи и фрукты, из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии [13].
Сложившаяся неблагоприятная политическая ситуация на мировом рынке, сопровождавшаяся взаимными санкциями между Россией, США и Европой, вылилась в достаточно негативные последствия для нашей страны, одним из которых было ослабление спроса на углеводородные ресурсы. Сокращение экспорта углеводородов привело к масштабному уменьшению доходов бюджета РФ, в котором выручка от реализации нефти достигала 70% [12], поэтому можно говорить о существовании «голландской болезни» российской экономики или «эффекте Гронингена»: рост цен на нефть стимулировал приток инвестиций в нефтедобывающую отрасль, истощая при этом другие направления развития. В результате, доходы государственного бюджета страны испытывали сильную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
Таким образом, предложение энергоресурсов в РФ превысило спрос и обернулось стремительным спадом цен на продукцию нефтедобывающей промышленности. Причинами этого явился отказ стран-экспортеров нефти (ОПЕК) сокращать добычу, а также увеличение масштабов добычи нефти и газа на внутреннем рынке США как следствие сланцевой революции.
Снижение цен на углеводородное сырье в России привело к девальвации курса рубля по отношению к иностранным валютам, падению его покупательной способности. Растущие инфляционные ожидания стимулировали спрос на товары длительного пользования (бытовая техника, электроника, мебель, автомобили и пр.) Чтобы компенсировать потерю денег от обесценения национальной валюты, население начало инвестировать в те предметы потребления, которые способны сохранить в себе покупательную способность денег. Сложившейся ситуации благоприятствовало такое явление, как вязкость цен, когда в краткосрочном периоде цены не успевали моментально среагировать на изменения курса рубля и возросший спрос, то есть изменение количества денег не сразу трансформировалось в изменение цен. Это связано с наличием товарных запасов, реализуемых по прежним ценам, и заключённых старых контрактов, условия которых на тот момент уже нельзя было изменить.
Для стабилизации экономики Центральный банк России (ЦБ РФ) в течение 2014 года 6 раз поднимал ключевую ставку: в начале года она равнялась 5,5%, а в декабре уже составила 17% [14]. Ослабление рубля отразилось на росте инфляции, которая уже начала набирать обороты после введения Россией контрсанкций, в частности эмбарго на ряд зарубежных товаров [15].
Позиция рубля на мировом рынке ухудшилась, а доллар в этот период превысил отметку в 37 рублей и стремительными темпами вырос до 69,2 рублей (рис. 1) [6].
Рисунок 1. Среднемесячные курсы доллара США по отношению к рублю за период с января 2014 г. по сентябрь 2015 г. [7]
Анализ динамики курса доллара США по отношению к рублю с января 2014 года по сентябрь 2015 года включительно показал, что курс доллара значительно вырос в ноябре 2014 года, что повлекло негативные изменения в экономике нашей страны. Начали вводиться различные ограничения против Российской Федерации (РФ): первые санкции были введены Соединенными Штатами Америки (США), но спустя некоторое время Евросоюз (ЕС) их поддержал [3]. В связи с этим товарообмен между РФ и ЕС пошел на спад: в 2015 году внешнеторговый оборот России сократился по сравнению с 2014 годом на 33,2% [16]. В 2015 году показатели внешнеторгового оборота России стали самыми низкими за последние пять лет, основной причиной такого спада стали снижающиеся цены на нефть, так как предложение на мировом рынке нефти было избыточным [1].
В результате введенных санкций против РФ в августе 2014 года президент нашей страны подписал указ о введении некоторых экономических мер для защиты Российской Федерации. Был введен запрет на импорт некоторых товаров из стран, которые ранее установили различного рода ограничительные меры против РФ. В результате Россия начала вкладывать все больше инвестиций в развитие сельского хозяйства. Возросшие инвестиции в сельское хозяйство страны поставили отрасль на путь поступательного увеличения объемов производства (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика продукции сельского хозяйства России в 2010 – 2016 гг. (в фактических ценах), млн. рублей
В сельскохозяйственной отрасли за период с 2010 по 2016 гг. ежегодно производилось продукции в среднем на 3 998 062 млн. рублей, при этом объемы производства увеличивались на 434 035 млн. рублей или 11,73% в год.
На сегодняшний день сельское хозяйство является одним из быстрорастущих секторов экономики Российской Федерации. По данным федеральной службы государственной статистики, в кризисный для РФ 2015 год эта отрасль была практически единственной, которая показала хороший рост — 2,5% к показателям предыдущего года, а в 2016 году – 4,8%, был установлен рекорд по сбору зерна (не учитывая достижения СССР) — 120 млн т [7]. Предыдущий рекордный урожай зерна был собран в СССР в 1978 году — 127 млн т [5].
Объем импорта РФ в связи с введенными санкциями против нашей страны в 2014 и году и в последующие периоды значительно сократился по большинству продовольственных товаров. (табл. 1).
Таблица 1
Импорт отдельных продовольственных товаров в Российскую Федерацию, тыс. тонн
Наименование продовольственного товара | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Картофель свежий или охлажденный
| 461 | 448 | 690 | 553 | 285 |
Макаронные изделия | 80,9 | 94,7 | 105 | 57,8 | 49,3 |
Молоко и сливки | 163 | 220 | 194 | 205 | 230 |
Мясо птицы свежее и мороженое | 531 | 527 | 455 | 255 | 224 |
Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) | 1406 | 1288 | 455 | 255 | 224 |
Рыба свежая и мороженая | 739 | 775 | 650 | 401 | 358 |
Соки фруктовые и овощные | 264 | 243 | 237 | 170 | 184 |
Томаты свежие или охлажденные | 800 | 856 | 847 | 668 | 462 |
Яблоки свежие
| 1279 | 1352 | 1050 | 892 | 677 |
Источник: [10].
Из данных табл.1 видно, что после введенных санкций в среднем за период 2012-2016 объем ввоза мяса свежего и мороженого (без мяса птицы) ежегодно сокращался на 30,7%, мяса птицы свежего и мороженого – на 15,9% и т.д. Российские сельхозпроизводители в значительной мере увеличили выпуск продукции, чтобы обеспечить население РФ всеми необходимыми продовольственными товарами.
Следует отметить, что невзирая на положительные показатели развития, сельскохозяйственная отрасль всегда испытывала серьезные трудности, связанные с сильной зависимостью отечественного рынка от зарубежных продуктов питания. Уже давно назрела необходимость импортозамещения, переориентации внутреннего рынка на собственный товар. Основным сдерживающим фактором являлся и по-прежнему остается недостаток финансирования, особенно обострившийся в период экономических санкций. Предприниматели столкнулись с такими проблемами, как ограничение импорта, труднодоступность кредитов, высокий уровень долгов, потеря поддержки в обеспечении сырьем и оборудованием из-за рубежа. Сразу стала ощутима нехватка в семенах, удобрениях. Россия не успела за такой короткий период создать собственный сегмент ресурсов. Повышенные процентные ставки и девальвация рубля также сыграли свою роль, лишив занятых в этой отрасли стимулов к расширению производства. Несмотря на то, что российский рынок освободился от иностранной конкуренции, нехватка денежных средств у предпринимателей и должных инвестиций сказались на темпах развития отрасли.
В настоящее время правительство России проводит ряд экономических мер по развитию экономики сельского хозяйства. Согласно постановлению Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» в качестве основных направлений государственной аграрной политики определены:
- поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
- формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
- государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- устойчивое развитие сельских территорий.
По данным РБК, в 2015 году был в 2 раза увеличен размер гранта для фермеров, которые начинают заниматься сельскохозяйственной деятельностью, что привело к увеличению числа фермеров в России [2]. За последние годы сельское хозяйство получило для развития мощный стимул со стороны государства. Сезонное и универсальное кредитование, повышение регионального финансирования, обязательное государственное страхование сельского хозяйства демонстрируют активную роль государства в развитии данной отрасли. Проблема нехватки инвестиций, от которой всегда страдал агропромышленный комплекс, может быть решена привлечением инвесторов в сферы с субсидируемыми кредитами: свиноводство, тепличное овощеводство, семеноводство, а также производство зерна и масличных. Ещё одним перспективным финансируемым направлением должно стать создание научно-исследовательских центров, нацеленных на трансформацию агропромышленного комплекса в конкурентоспособную отрасль российской экономики на мировом рынке [8]. Демонстрация результатов инновационной деятельности в области сельского хозяйства обеспечит доверие покупателей к качеству отечественных товаров, гарантирует полноценный спрос на продукцию российских производителей.
Перспективы развития сельского хозяйства и наращивания объемов выпуска положительные: к 2020 году Россия планирует выйти практически на стопроцентный уровень самообеспеченности по таким видам продовольствия, как молоко, мясо и овощи. А по фруктам РФ намерена сохранить импортные поставки лишь в части цитрусовых и экзотических фруктов [9].
С одной стороны, валютный кризис 2014 года отрицательно сказался на благосостоянии населения, повлек за собой потери бюджета Российской Федерации, ослабление национальной валюты – в целом, привнес в экономику нестабильность. С другой стороны, отказ от импорта многих иностранных товаров ослабил конкуренцию на внутреннем рынке, предоставив возможность для развития отечественного производства, в частности сельского хозяйства. Несмотря на трудную политическую и экономическую обстановку, действия правительства РФ, направленные на активизацию отраслей сельского хозяйства, уже дали видимые результаты. Однако остается нерешенным ряд таких проблем, как высокие процентные ставки, значительный уровень задолженности по кредитам сельхозпроизводителей, недостаточный объем инвестиций, низкая доходность фермерских хозяйств и пр. Государственная программа до 2020 года в России ориентирована на решение вышеперечисленных проблем.
Библиографический список
1. Анализ влияния внешней торговли на темпы роста экономики // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электронный сборник статей по материалам XL студенческой международной заочной научно-практической конференции. – М.: «МЦНО». – 2016 - №11(40) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: file:///C:/Users/good/Desktop/analiz_vliyaniya_vneshney_torgovli_na_tempy_rosta_ekonomiki.pdf. (Дата обращения: 11.11.2017).2. Гранты в 1,5 млн руб. резко увеличили число фермеров в России // РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/23/06/2015/5581ad639a7947557c66038c. (Дата обращения: 29.10.2017).
3. Запад вводит санкции против России, но с оговорками // Иносми.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20140730/222026133.html. (Дата обращения: 29.10.2017).
4. Канада ввела новые санкции против десяти российских компаний и банков // ТАСС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1340487. (Дата обращения: 28.10.2017).
5. Обогнать СССР. Россия бьет 40-летний рекорд по сбору зерна // LIVEJOURNAL [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alexandr-palkin.livejournal.com/6481960.html. (Дата обращения: 19.11.2017).
6. Официальные курсы валют на заданную дату, устанавливаемые ежедневно // Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/currency_base/daily.aspx?date_req=11.1.15. (Дата обращения: 29.10.2017).
7. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств // Forbes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/biznes/350805-obognat-sssr-rossiya-bet-40-letniy-rekord-po-sboru-zerna. (Дата обращения: 28.10.2017).
8. Развитие сельского хозяйства в России: реалии и перспективы // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/razvitie-sel-skogo-khozjaistva-v-rossii.html. (Дата обращения: 29.10.2017).
9. Россия к 2020 году обеспечит себя продуктами на 100% // Аграрная торговая площадка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agrorus-news.ru/news/russian-news/6267-Rossija-k-2020-godu-obespechit-sebja-produktami-na-100procentov. (Дата обращения: 03.11.2017).
10. Сельское хозяйство и балансы продовольственных ресурсов // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru/. (Дата обращения: 11.11.2017).
11. Тётушкин, В.А. Санкционный режим: анализ проблем и возможностей для страны и продовольственных транснациональных компаний (ТНК) // Агропродовольственная экономика. – 2016. - №1. – С.14-24.
12. Товарная структура экспорта Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru/. (Дата обращения: 27.11.2017).
13. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/. (Дата обращения: 03.11.2017).
14. Центральный банк поднял ключевую ставку до 17% // РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/16/12/2014/548f58d72ae5966d31a64d76. (Дата обращения: 18.11.2017).
15. Экономисты подсчитали денежные потери россиян от продуктового эмбарго // РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/20/03/2017/58cfa48f9a7947ace90ea7b6. (Дата обращения: 19.11.2017).
16. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2015 года // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=22570. (Дата обращения: 15.11.2017).