Индекс УДК 336
Дата публикации: 26.05.2017

Анализ государственной поддержки аграрных формирований, как элемента достижения финансовой независимости

Analysis of state support for agrarian formations as an element of achieving financial independence.

Зубарев Илья Сергеевич
к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и экономического анализа
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, г. Пермь

Zubarev Ilya Sergeevich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Economic Analysis
FGBOU VO Perm State Agricultural Academy, Perm

Аннотация: Рассматривая присоединение Российской Федерации к ВТО, Министерство сельского хозяйства РФ приступило к осуществлению комплексной синхронизации мер поддержки АПК в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства с правилами Всемирной торговой организации. Кроме этого, Министерство прорабатывает вопрос, связанный с поддержкой российского производителя в связи с вступлением нашей страны в ВТО, считаем из наиболее эффективных методов оказания помощи товаропроизводителю может стать агролизинг. Объектом исследования выступает система аграрного лизинга и государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей. Развитие современного агропромышленного производства как важнейшей составляющей экономики России в значительной мере определяется уровнем инвестиционной активности. Обладая высокой фондоёмкостью, АПК функционирует в условиях слабой материально-технической оснащённости, что обостряет проблему поиска направлений активизации инвестиционных процессов и обеспечения экономического роста отрасли. Особенности кругооборота производственных фондов в сельском хозяйстве, не позволяющие поддерживать нормальный воспроизводственный процесс за счёт внутренних источников финансирования, усиливают значение внешних источников финансирования инвестиционной деятельности, основным, по нашему мнению, в сложившейся экономической ситуации выступает аграрный лизинг.

Abstract: Considering the accession of the Russian Federation to the WTO, the Ministry of Agriculture of the Russian Federation began to implement a comprehensive synchronization of support measures for the agroindustrial complex within the framework of the State Program for the Development of Agriculture with the rules of the World Trade Organization. In addition, the Ministry is working on the issue related to the support of the Russian manufacturer in connection with our country's accession to the WTO, we consider agro-leasing as the most effective method of providing assistance to the commodity producer. The object of research is the system of agrarian leasing and state support for agricultural producers. The development of modern agro-industrial production as the most important component of the Russian economy is largely determined by the level of investment activity. Possessing a high capital ratio, the AIC functions in conditions of weak material and technical equipment, which aggravates the problem of finding ways to intensify investment processes and ensure economic growth of the industry. Features of the circulation of productive assets in agriculture, which do not allow maintaining a normal reproduction process at the expense of domestic sources of financing, strengthen the importance of external sources of financing investment activities, the main, in our opinion, is agrarian leasing in the current economic situation.
Ключевые слова: государственная поддержка, финансовое оздоровление, финансовая аренда, сельскохозяйственные товаропроизводители.

Keywords: state support, financial recovery, financial leasing, agricultural commodity producers.


В странах с развитой рыночной экономикой сельское хозяйство эффективно благодаря поддержке государства. Государственная поддержка и регулирование сельскохозяйственного производства должны определяться прежде всего экономическим положением отрасли сельского хозяйства. Механизмы реализации государственной поддержки могут быть самыми разнообразными, но их основу должны составлять бюджетное финансирование и кредитная политика, рациональная система налогообложения. На рис. 1 представлена структура экономического механизма государственной поддержки сельского хозяйства.

За 2002-2010 гг. расходы консолидированного бюджета РФ на сельское хозяйство и рыболовство увеличились на 4,4 раза. Однако доля расходов консолидированного бюджета на сельское хозяйство в общем объёме расходов сокращаются и в целом невелики. За исследуемый период доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство уменьшилась с 20,4% в 2002 году до 1,5% в 2010 году.

Можно констатировать, что доля государственной поддержки отрасли в ВВП незначительная. В 2003 году она составляла всего лишь 0,2%. В 2010 году произошло увеличение данного показателя до 0,7%. Авторы считают, что необходимо увеличить объём бюджетной поддержки сельского хозяйства в РФ хотя бы до 2-2,5% ВВП. Известно, что в развитых странах показатели государственной поддержки сельского хозяйства находятся на уровне 3-3,5% ВВП. Целесообразно постепенно довести уровень государственной поддержки до европейских значений.[1]

Рисунок 1. Экономические рычаги механизма государственной поддержки сельского хозяйства

Как известно, сельскохозяйственные предприятия переживают сложный период аграрного реформирования. В Пермском крае активно развивается многоукладная экономика, осуществляются процессы интеграции и кооперации, предпринимаются попытки финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий. Но положение сельскохозяйственных товаропроизводителей продолжает оставаться сложным: производство продукции сельского хозяйства уменьшилось, сократились доходность и платёжеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это привело к недостатку у них денежных средств для обеспечения нормальных условий воспроизводства отрасли. По ряду предположений, одной из главных причин такого состояния является разрушение материально-технической базы, сокращение числа сельскохозяйственных машин и механизмов, снижение коэффициента их технической готовности.

В России накоплен интересный опыт формирования агролизингового сотрудничества, однако, пока далеко не все источники его эффекта оказались задействованы. Рассматривая особенности агролизинга, необходимо учесть возможность повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей сельхозтехники методами использования лизинговых схем её приобретения.

Одной из основных проблем российского агропромышленного комплекса является невозможность отечественных предприятий-изготовителей техники осуществлять сбыт продукции и реализация её по доступным ценам. В связи с этим, считаем нужным рассмотреть сравнение преимуществ техники для сельского хозяйства различных стран-производителей (табл. 1).

Таблица 1.

Конкурентные преимущества сельскохозяйственной техники различных стран-производителей

Страны производители техникиКонкурентные преимуществаКонкурентные недостатки
РоссияШирокая доступность запасных частей и сервисного обслуживания. Относительно невысокая цена предложения. Государственная поддержка. Преемственность моделей техники.Относительно низкое качество при относительно высокой цене. Узкий модельный ряд.
Республика БеларусьШирокая известность большинства производителей техники на российском рынке. Низкие цены на технику. Развитый сервис. Протекционистская политика Республики Беларусь.Медленное обновление моделей. Техника ориентирована в основном на малые и средние сельскохозяйственные предприятия.
Страны дальнего зарубежьяВысокая надёжность техники. Эффективная реклама. Широкая дилерская сеть. Отсутствие реальных конкурентов в лице российских производителей по производству свекло- и картофелеуборочных комбайнов.Возможные трудности с оперативным ремонтом. Высокая стоимость. Невозможность осуществления ТО и капитального ремонта на базе сельскохозяйственного предприятия.

Второй, не менее важной проблемой, является крайняя изношенность парка оборудования, связанная с низкой платёжеспособностью сельхозпроизводителей, при которой они не в состоянии приобретать технику. Отстающие рыночные формы хозяйствования не в состоянии решить возникшую проблему, что делает наиболее актуальным и востребованным поиск альтернативных рычагов формирования полноценного существования в современной экономике (табл. 2).

Таблица 2

Средние показатели обеспеченности тракторами и зерноуборочными комбайнами в разных странах

СтраныНагрузка пашни на 1 трактор, гаНагрузка посевов зерновых культур на 1 комбайн, га
2000 г.2010 г.2000 г.2010 г.
Россия135236198327
США3955200254
Канада6363233250
Германия13197495

 

Применение комбайнов импортного производства даёт экономический эффект лишь при высокой загрузке. Потери зерноуборочной техники российского и иностранного производства различаются незначительно. Для удержания рынка российским производителям, пользуясь условиями государственной поддержки, следует пересмотреть свою ценовую политику, тем самым усилить конкурентные преимущества.[2]

Кроме этого, выходом из возникшей ситуации становится эффективное и более плотное взаимодействие организаций-изготовителей и предприятий-потребителей сельскохозяйственного оборудования, на основе финансовой аренды. Рассматриваемый путь решения проблемы предполагает сочетание различных рычагов и стимулов, при этом не отвергает систему льгот и привилегий, дисконтов предоставления применения других форм поддержки, таких как кредит и прокат. Агролизинговые операции позволяют расширить и разнообразить предложения оборудования на рынке путём предложения бывшей в употреблении техники, восстанавливая изношенные части деталей, что даёт возможность использования её многократного разными потребителями (лизингополучателями).

Опыт США, Англии, Германии и других экономически развитых стран запада показывает, что рынок подержанной техники – это важный резерв сохранения технического потенциала сельских товаропроизводителей. В США и Германии на один новый трактор приходится 3-4 подержанных. Такая же картина наблюдается в странах ЕЭС. На рынок подержанной техники поступают тракторы после срока службы 4-5 лет при средней годовой наработке 1000 мото-часов или со сроком службы 6-7 лет при годовой наработке 500-1000 мото-часов. Наибольшим спросом пользуются тракторы сроком службы 3-5 лет с наработкой 3000 мото-часов. Цена этих машин более чем на 50% ниже цены новых. [3]

При всей оптимистичности данного прогноза, в Российской Федерации такая ситуация маловероятна, в силу особенности экономической ситуации страны, а в аграрной сфере такое отставание будет проявляться более наглядно (в частности — невозможность организациями аграрной сферы приобрести необходимую технику и оборудование по механизму финансовой аренды). Итогом будет, проведение мероприятий по развитию и стимулированию государственной поддержки развивающейся услуги, что поспособствует изменению проблемной ситуации.

Библиографический список

1. Семёнова Н.Н., Князькина Е.О. Финансирование сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности // Финансы и кредит № 3 – 2012. – с. 62-68;
2. Полухин А.А. Организационно-экономические аспекты технической модернизации сельского хозяйства// Техника и оборудование для села №8 – 2011. - с. 6-10;
3. Северный А.Э. Совершенствование рынка подержанной техники//Достижения науки и техники АПК № 11 – 2000. - с. 25-29;
4. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ.