Индекс УДК 332.135:338.242.2
Дата публикации: 05.03.2017

Переход России к новому структурно-инновационному этапу развития

Russia's transition to a new phase of structural and innovative development

Бабичева Ольга Евгеньевна, Иванова Татьяна Сергеевна
магистранты 1 курса направления подготовки 38.04.08 "Финансы и кредит" ФГБОУ ВО "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова", г. Саратов
Babicheva Ol'ga Evgenevna,Ivanova Tatjana Sergeevna
undergraduates 1 course training direction 38.04.08 "Finance and Credit" FGBOU VO "Saratov State Agrarian University named after NI Vavilov", Saratov

Аннотация: Корпоратизация капитала является закономерным явлением потому, что на протяжении всей истории развития экономики происходит процесс обобществления производства. Крупные корпоративные структуры имеют преимущества перед мелкими предприятиями. Это закономерно. Совершенно ясно то, повышение конкурентоспособности на мировых рынках невозможно без этого объединения – корпорации. В работе рассматриваются концепция групп интересов, противоречия субъектов корпорации. Авторами анализируются особенности корпоратизации в России, выделяются барьеры, которые стоят на пути реализации этого процесса. Логично рассматривается место инноваций в развитии современных корпораций. Логично указывается на обоснованность действия инновационно-инвестиционных факторов на корпоративные объединения. Использование их обеспечит конкурентоспособность корпораций, региональных экономических систем, национальной экономики. Указывается, что вертикальная интеграция имеет свои преимущества и носит перспективный характер.

Abstract: Corporatization of capital is a natural phenomenon because throughout the history of economic development takes place socialization of production process. Large corporate structures have advantages over small enterprises. This is natural. It is clear that increasing the competitiveness on world markets is impossible without this merger - the corporation. It should be noted that the author is held within a specialty, as in the work deals with the concept of interest groups, contradictions corporate entities. The dignity of work is expressed in the fact that the author analyzes the characteristics of corporatization in Russia, highlighted the barriers that stand in the way of realization of this process. Logically the author examines the place of innovation in the development of modern corporations. She points to the logical validity of the actions of innovation and investment factors on corporate associations. Using them will ensure the competitiveness of corporations and regional economic systems of the national economy. Nadezhda rightly joins the majority of domestic scientists, who believe that vertical integration has its advantages and is forward looking.
Ключевые слова: корпоратизация, интеграция, инновационно-инвестиционные факторы, конкурентоспособность, экономическая политика, энергетическая безопасность

Keywords: corporatization, integration, innovation and investment factors, competitiveness, economic policy, energy security


Для России задача перехода к новому структурно-инновационному этапу преобразований диктуется всем ходом экономического развития, как самой России, так и мировой системы хозяйствования. В стране сложился перекос экономики в сторону сырьевых и топливных отраслей, ориентирующихся на внешний рынок и приносящих особо высокую сверхприбыль — ренту. Не меньшие отрицательные последствия имеет сохраняющийся перекос и в распределении национального дохода в пользу валовой прибыли и в ущерб оплате труда, что предполагает заведомую узость внутреннего рынка, нищету значительной части населения и имманентную неспособность экономики расти достаточно высокими и стабильными темпами.

Переходу к новому структурно-инновационному этапу развития и есть выход из этого тупика. Для этого предстоит более эффективно использовать механизмы социально-экономического регулирования, упрочить стабильность, выделить и использовать качественные долговременные факторы развития, причем как экономические, так и политические. Да и без учета социальных факторов резко повышается риск принятия неверных хозяйственных решений, включая долгосрочные инвестиционные решения. Поэтому система эффективного хозяйствования может быть выстроена лишь при наличии эффективной экономической политики.

Эффективная экономическая политика есть способ обеспечения максимально эффективной деятельности людей и максимального удовлетворения потребностей. Такая политика выступает как компромисс между чисто экономическим идеалом максимальной эффективности и неэкономическими устремлениями этического, социального или политического порядка. Поэтому экономическую политику можно определить как некий компромисс между властью и бизнесом, состоящий в достижении экономического идеала максимальной эффективности и поставленных неэкономических целей.

Выделение эффективной экономической политики в качестве основы перехода к структурно-инновационному этапу хозяйствования покоится на признании того, что любая цель, или любые цели, выдвинутые обществом, достижимы только в том случае, если общество движется в своем развитии к максимально эффективной экономике. Идет ли, к примеру, речь о повышении уровня жизни, культурном развитии нации или национальной обороне, эффективность экономической деятельности выступает всегда как главное условие. Общество всегда осознает это требование. И в качестве главной цели правительства большинства стран заявляют экономический рост, т.е. в конечном счете, эффективность.

Эффективная экономическая политика как основа перехода к структурно-инновационному этапу хозяйствования обязательно предполагает ответственность политической власти за выбор методов обеспечения целенаправленного высокотехнологического развития экономики и наличие интереса бизнес-структур, который «работает» как мотив заинтересованности, стимул к действию, поощряющая к согласию сила.

Переход к структурно-инновационному этапу хозяйствования означает и создание условий, обеспечивающих максимальную эффективность, и попытаться приблизиться к ним настолько, насколько возможно. Нередко появляются утверждения, что условия максимальной эффективности могут находиться в противоречии с общими целями социальной и экономической политики, такими, в частности, как полная занятость, непрерывный экономический рост, развитие отдельных регионов или стабильность общего уровня цен. Связанные с ними критерии, а также их преломление в конкретной политике не предполагают какой-то определенной структуры экономики. Эти критерии используются лишь для того, чтобы не было таких ситуаций, когда возможно достижение столь же высокого уровня экономического благосостояния путем использования меньшего объема ресурсов. В данном случае речь идет о том, что достижение более высокого уровня благосостояния возможно путем более эффективного использования имеющихся у общества ресурсов. Поэтому можно признать, что между условиями максимальной эффективности и экономическими целями общества не может быть внутреннего противоречия.

Если общество достигает максимальной эффективности, то это означает, что все имеющиеся факторы производства используются полностью и наилучшим образом. Но это не означает, что максимальная эффективность есть тот предел, к которому должна стремиться экономика. Максимальная эффективность — это не самоцель, а только средство, позволяющее наилучшим образом реализовать поставленные цели. Она просто соответствует тому условию, при котором цели общества должны достигаться таким образом, чтобы было невозможно получить такие же результаты более эффективными способами, иначе говоря, затрачивая меньшее количество ресурсов.

Российское хозяйство после всех экономических потрясений только еще встает на путь повышения экономической эффективности. Поэтому основной задачей экономической политики пока остается проблема устойчивого экономического роста. Но это вовсе не значит, что обсуждение вопроса о максимальной экономической эффективности для отечественной науки неактуально. Нет сомнения, что и для российской экономики эти вопросы встанут на повестку дня. Поэтому важно понять есть ли у российской экономики потенциал для устойчивого экономического роста и перехода ее к максимальной экономической эффективности.

Основой перехода к структурно-инновационному этапу хозяйствования может стать такая экономическая политика, которая в качестве условий максимальной эффективности предполагает достижение рыночного равновесия, стабильности цен, рационального использования всех видов ресурсов и полной занятости, согласованного развития регионов и территорий, энергетической и продовольственной безопасности национального государства. Все эти условия действуют как факторы экономического роста, причем связаны между собой, и лишь при тесном их взаимодействии можно рассчитывать на максимальную отдачу от используемых в производственной сфере ресурсов.

Для большинства стран едва ли не главным условием (фактором) устойчивого экономического роста является энергетическая безопасность, Данная проблема все более актуальна из-за нестабильной ситуации на энергетических рынках. Есть проблемы с расширением добычи и освоением новых месторождений газа. Аналитики обеспокоены тем, что освоение новых месторождений Газпром откладывает из года в год, предпочитая вложения в приобретение новых активов, в том числе электроэнергетических. А степень выработанности ныне действующих месторождений превышает 60%. Нельзя не учитывать, что «Газпром» заключил до 2020 г. контракты, по которым обязуется поставить на экспорт 2,2 трлн. куб.м. газа на сумму 250 млрд.долл. Формирование цен на газ для промышленности и для населения сопровождаются серьезными дискуссиями. На рынок нефти выходят сильные игроки. Для развития ресурсных рынков и установления их равновесного соответствия необходимо решить множество проблем. Одной из наиболее существенных является проблема развития инфраструктуры, которая связывает эти рынки в единый организм, делает зависимым друг от друга. Так, инвестиции в развитие инфраструктуры ведут к повышению тарифов на газ и нефть. К примеру, трубопроводный транспорт имеет централизованную инфраструктуру; Газпром является монополистом в производстве газа (около 83%), а в структуре Транснефти высока доля государственного участия. При этом Газпром и Транснефть функционируют в условиях, когда периодически возникает дефицит свободных мощностей. Поэтому для газопроводов вводится понятие «свободные мощности» транспортной системы. Эти мощности, остающиеся свободными после того, как Газпром выполнит свои обязательства по прокачке своего газа, поставляемого по ценам ФСТ, после выполнения соглашений по транзиту в рамках межгосударственных договоров, а также экспортных обязательств, становятся доступными для всех компаний, работающих на газовом рынке, пропорционально их добыче.

Весьма важно в рамках экономической политики добиться того, чтобы структура инвестиций государства в транспортную инфраструктуру корреспондировалась с прогнозными оценками запасов природных ресурсов, масштабами разведки и добычи, ценовой политикой. Рыночная эффективная цена ресурса должна равняться сумме замыкающих издержек добычи и цены неизвлеченных ресурсов, которая растет экспоненциально, чтобы обеспечивалась реальная норма прибыли. Необходимо налаживать полную информированность субъектов рынка о капиталовложениях, структуре производства и потребностях в транспортной инфраструктуре.

Одно из наиболее серьезных препятствий на пути перехода к структурно-инновационному этапу хозяйствования — неэффективность перерабатывающих отраслей. В ряду других особое значение играет решение проблем нефтеперерабатывающей отрасли. Нефтяной комплекс воспринимается как один из наиболее эффективных подразделений российской экономики, поскольку он существенно влияет на инвестиционный климат, валютный курс, доходы федерального и региональных бюджетов и другие ключевые параметры экономического развития. Совместно с газовым комплексом он обеспечивает около четверти производства валового внутреннего продукта, треть объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. Но, по замечаниям экспертов, эффективна не нефтяная индустрия как сумма технологий (добыча, переработка, транспортировка и сбыт продукции), а сама сырая нефть, которой успешно торгуют наши нефтяные компании.

Оценивая данную ситуацию, Правительство РФ время от времени договаривается с нефтяными компаниями о ценах на бензин и дизельное топливо, обсуждается вопрос о снижении налогов на добычу нефти. Конечно, такого рода меры носят временный характер и не решают ключевых проблем нефтепереработки. Необходимы серьезные инвестиции в ее модернизацию, инвестиционная программа национального масштаба, в рамках которой нефтяные компании при определенном участии государства (как инициатора и координатора программы) смогли бы осуществить переход к эффективной нефтепереработке. Но предстоит еще решить вопрос о том, какие технологии, за какой срок и с какими затратами обеспечат перевооружение российской нефтепереработки. Будет ли от этого синергетический эффект для всей экономики страны, получит ли экономика максимальную эффективность. Сейчас уже ясно, что внедрение давно опробованных иностранных технологий не даст должного экономического эффекта. Поэтому важно не оплачивать чужой научно-технический прогресс, а ужесточить экологические требования к конечной продукции нефтепереработки, что будет стимулировать развитие технологии; внедрят отечественные разработки, не уступающие, а иногда и превосходящие, зарубежные аналоги, стимулируя развитие науки; формировать отечественные конкурентоспособные инжиниринговые структуры, способные самостоятельно создавать передовые технологии и доводить их до проектной и промышленной реализации, а государству всемерно стимулировать и поддерживать этот процесс.

Библиографический список

1. Novikova N., Shihanova J., Alaykina L. Concept and modalities of the corporatization of capital // Theoretical and practical issues of ensuring the economic interests of the modern innovative society. Science editor: A. Burkov. San Francisco, California, USA, 2013. С. 123-124.
2. Крюков В., Ахматукаев М., Парфеев А., Парфеева С. Проблемы модернизации трубопроводного транспорта // Экономист. 2006.№5. С.51-58.
3. Меньшиков С. Анатомия российского капитализма. М., 2004. 428с.
4. Морис А. Условия эффективности в экономике. М., 1998. 299с.
5. Новикова Н.А. Корпоратизация капитала как фактор формирования системной конкурентоспособности. Автореф. дисс… канд. экон. наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2009
6. Новикова Н.А., Огурцова Е.В. Влияние межотраслевой корпоратизации на соотношение I и II подразделений в воспроизводственном процессе российской экономики // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации Ответственный редактор И.Ю. Новичкова. 2008. С. 82-91.
7. Новикова Н.А., Шиханова Ю.А. Значение и роль стратегий отдельных корпораций в развитии конкурентных преимуществ экономической системы страны // Актуальные проблемы региональной экономики: финансы, кредит, инвестиции. Саратов, 2012. С. 23-30.
8. Огурцова Е.В., Новикова Н.А. Эффективная экономическая политика - основа перехода к структурно-инновационному этапу хозяйствования // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. Т. 3. № 2 (35). С. 174-178.
9. Уколова Н.В., Новикова Н.А., Котар О.К. Корпоратизация капитала как направление обеспечения инновационного прорыва экономики // Проблемы агропромышленного комплекса стран евразийского экономического союза: материалы I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 86-91.
10. Уколова Н.В., Шиханова Ю.А. Сотрудничество государства и корпораций в создании инновационного климата в сельском хозяйстве Саратовской области // Аграрный научный журнал. 2014. № 9. С. 97-100.
11. Шиханова Ю.А., Новикова Н.А. Инновационно-технологический прорыв – основа упрочения конкурентных преимуществ экономики России // Актуальные проблемы и перспективы инновационной агроэкономики Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Н.И. Кузнецова. 2012. С. 169-173.