Индекс УДК 338.431
Дата публикации: 21.02.2016

Обеспечение устойчивого сельскохозяйственного производства с использованием страхования

Sustainable agricultural production with the use of insurance

Н.Б. Лебедева, И.Н. Батурина
Курганская государственная сельскохозяйственная академия
им. Т.С. Мальцева

Lebedeva N., Baturina I.
Kurgan State Agricultural Academy

Аннотация: Страхование – как способ защиты бизнеса и благосостояния людей выходит на новые позиции в современной экономике. Развитие агропромышленного комплекса сопряжено с различными видами рисков от которых необходимо покупать страховую защиту. Но развитие сельскохозяйственного производства имеет свои особенности, а именно сезонный характер производства. Оплата страховых услуг требует определенных денежных средств в размере страхового взноса, который ложатся на товаропроизводителя в весенне-летний период, когда проводятся полевые работы, требующие больших материальных затрат на покупку семян, оборудования, ГСМ и т.д. Без государственной поддержки оплатить страховую услугу страховщику становится не возможным из-за недостатка средств и поэтому производители не защищают свой бизнес в большинстве случает от риска неполучения ожидаемых доходов.
Аграрный бизнес подвержен многочисленным рискам как природного, так и техногенного характера, поэтому их своевременное и качественное страхование является одной из важных экономических составляющих стабильной работы сельскохозяйственных организаций. Для этого государство в виде субсидий компенсируют первоначальные страховые взносы в размере 50 %, что ведет к доступности страховой услуги. Но не смотря на это не каждый товаропроизводитель может воспользоваться льготой из бюджета из-за ограниченности средств государства. В тоже время не все руководители сельскохозяйственного производства знают об альтернативных способах защиты производства и не пользуются ими как доступными средствами защиты своей деятельности, а именно возможность вступления в Союзы агростраховщиков и Общества взаимного страхования, которые не требуют больших материальных затрат, а создаются с целью перераспределение убытков из фондов между членами общества, а не с коммерческой деятельностью. Сейчас в сложной экономической ситуации необходимо взаимодействие между государством, страховыми компаниями и сельхозтоваропроизводителями с целью обеспечения доступности страховой услуги.
В данной статье были использованы абстрактно-логический и экономико-статические методы исследования.


Abstract: Insurance - as a way to protect the business and the welfare of the people comes to new positions in the modern economy. Development of agriculture is associated with various types of risks that need to buy insurance coverage. But the development of agricultural production has its own characteristics, namely the seasonal nature of production. Payment of insurance services requires a certain amount of funds in the amount of the insurance premium, which is borne by the producers in the spring and summer, when the field work, requiring high material costs for the purchase of seeds, equipment, fuel, etc. Without state support for the insurer to pay the insurance service becomes possible because of lack of funds and so manufacturers do not protect your business in the majority of cases, the risk of non-receipt of expected income.
Agricultural business is subject to numerous risks, both natural and man-made, so they are timely and quality insurance is one of the most important economic components of the stable operation of agricultural organizations. To this end, the government in the form of subsidies to compensate initial premiums of 50%, leading to the availability of insurance services. But in spite of that not every commodity producer may avail of this benefit from the budget because of the limited resources of the state. At the same time, not all heads of agricultural production know about alternative ways to protect produce and do not use them as a means available to protect their activities, namely the possibility of joining the Union agrostrahovschikov and Mutual Insurance Society, which does not require large material costs, and created with the aim of redistribution of losses of funds between the members of society, not a commercial activity. Now the difficult economic situation requires cooperation between the state, insurance companies and agricultural producers with a view to ensuring the availability of insurance services.
Ключевые слова: агрострахование, страховой рынок, сельскохозяйственные организации, национальный союз агростраховщиков

Keywords: agricultural insurance, the insurance market, agricultural organizations, national union agro insurers


Страхование рисков обеспечивает надежную защиту сельскохозяйственному производителю и позволяет минимизировать ущерб, вызванный наличием естественных природно-климатических факторов риска, получить доступ к кредитным ресурсам, обеспечить стабильное развитие сельскохозяйственного производства. Различные финансовые кризисы и неблагоприятные погодные явления показали, что эта отрасль страхового рынка нуждается в модернизации. При этом нужно отойти от практики, которую называют «архаичной», когда убытки сельхозпредприятий покрываются за счет средств федерального бюджета, так как прямые выплаты не только противоречат требованиям Всемирной торговой организации, но и нарушают процесс рыночного ценообразования.
По оценке Национального союза агростраховщиков, рынок страхования сельхозрисков России в 2014 г. составил около 1,5 % от мирового рынка агрострахования. Данный вывод следует из опубликованной статистики агрострахования на крупнейших мировых рынках. Согласно данным, которые привел в марте журнал Actuary, суммарная страховая премия по агрострахованию на всех рынках мира достигла в 2014 г. 31 млрд. долл. США. «Российские агростраховщики собрали в прошлом году 16,7 млрд. руб., что по средневзвешенному курсу доллара за 2014 г. составляет почти 450 млн. долларов, или 1,5% от суммы мировых премий, – комментирует президент НСА Корней Биждов. – Это говорит о том, что в мировом агростраховании Россия занимает более заметные позиции, чем на страховом рынке в целом. Так, по данным Swiss Re (sigma), в 2013 г. доля РФ в глобальном страховании составляла только 0,61%, и нет оснований считать, что в 2014 г. она могла заметно вырасти. В то же время, данный показатель совершено не соответствует позиции России на мировом аграрном рынке и ее агропромышленному потенциалу – по сведениям Всемирной продовольственной организации, Россия находилась на 4-м месте в мире по земельным ресурсам и на 7-м по активам АПК». Однако, объем рынка агрострахования в России по-прежнему значительно меньше своего потенциала, текущая ситуация которого характеризуется малой долей застрахованных и несущественным объемом договоров по данному виду в портфелях основных участников страхового рынка.
Во многом сложившаяся ситуация обусловлена экономическим состоянием аграрного сектора в России и определенными специфическими особенностями формирования страхового продукта и страхового портфеля, которые заключаются как в определении предмета страхования, так и в определении страховой суммы и рисков наступления того или иного события, которые повлекут за собой наступление страхового случая. Через агрострахование государство ждет решения многих задач: оно должно поддерживать процесс воспроизводства, обеспечивать продовольственную безопасность страны, защищать имущественные интересы сельхозпроизводителей и способствовать решению ряда других экономических и социальных задач. Агрострахование в России не получает должного распространения по ряду причин: несовершенство базы данных о характере и критериях оценки рисков; недостаточность обоснованных страховых тарифов; сложность для сельхозпроизводителей в представлении доказательств
соблюдения ими всех условий агротехники; несовершенство законодательной базы в сфере агрострахования; отсутствие доверия к институту страхования со стороны сельхозпроизводителей.
Любая модель агрострахования будет эффективно работать в национальных масштабах, если государство этому способствует на законодательном уровне и конкретными практическими действиями. Национальным союзом агростраховщиков (НСА) предпринимаются попытки разработать стандарты по урегулированию убытков при страховании урожая с государственной поддержкой, предлагается установить единые стандарты и подходы к урегулированию убытков для всех членов союза, что позволит уменьшить количество споров, возникающих между аграриями и страховщиками, и повысит уровень доверия к агрострахованию в целом.
Согласно новым правилам планируется снизить порог гибели урожая, соответствующий страховому случаю с 30% до 25%, также в 2015 году в перечень рисков, подлежащих страхованию, войдут подтопления, оползни, наводнения и паводки, которые раньше не относились к этой категории, а уровень риска, который аграрий может оставить на собственном удержании (уровень максимальной безусловной франшизы) уменьшить с 40% до 30%. Предусматривается ряд изменений в практике работы страховщиков, а именно: предоставляется право страховщику осуществлять в случае гибели посевов предварительную выплату, которая может быть произведена в ускоренном порядке при наступлении страхового случая и компенсировать аграрию средства на пересев погибшей культуры.
Правительство России распределило субсидии, предоставляемые в 2015 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам    сельхозстрахования    в    растениеводстве    и    животноводстве.
В 2015 году из федерального бюджета было запланировано выделить на оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации для возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельхозстрахования. Основная часть выделяется в области растениеводства — в объеме 4,997 млрд. руб., на страхование рисков животноводства направляется субсидия в объеме 1,425 млрд. руб. Эффективность использования субсидий будет оцениваться ежегодно Минсельхозом России.
Цель государственной поддержки — обеспечение устойчивого сельскохозяйственного производства на современной технологической основе. Но для того, чтобы охватить все сельхозпредприятия страхованием, нужно значительно увеличить средства, выделяемые из бюджета на оплату части страхового взноса. Бюджет пока не готов на это пойти, но и для товаропроизводителей эти суммы слишком велики.
Поэтому софинансирование со стороны государства и самого сельхозпроизводителя на основе четко разработанной законодательной базы и ответственности страховщика перед государством позволит агрострахованию стать составной частью аграрной политики государства.

Библиографический список

1. Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Курганской области [Электронный ресурс]. - URL:
http://dsh.kurganobl.ru/
2. НСА: в мировом агростраховании позиции России лучше, чем в целом на страховом рынке Электронный ресурс]. - URL:http://www.insur-info.ru/pressr/55946/
3. Страхование урожая сельскохозяйственных культур в вопросах и
ответах [Электронный ресурс]. - URL: http://agropost.ru/agrostrahovanie /strahovanie-urozhaya-sx-kultur-v-voprosah-i-otvetah/
4. Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О
государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm