Оценка экспортной политики АПК.
Assessment of the export policy of the agro-industrial complex.
Abstract: In Russia, the direction of product exports has changed recently. With whom contracts for the supply of agricultural products were previously concluded, the situation has changed in a negative direction in the last two years. During this period, contractual relations with a number of countries of the world, especially with European countries, were terminated. In a relatively short period of time, manufacturers had to sell products through new channels. Build new relationships with countries in Asia and Africa.
Keywords: policy, export, strategy, product export, program, goals.
Под «внешнеэкономической деятельностью понимают — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
Второе определение данное в Большой российской энциклопедии указано, что «…внешне экономическая деятельность, это деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с внешней торговлей и трансграничной торговлей товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, инвестированием, производственной кооперацией, осуществлением финансовых операций, а также деятельность государства по регулированию этих отношений и развитию экономического сотрудничества с международными организациями, иностранными государствами и зарубежными хозяйствующими субъектами» [1].
Важное значение для организаций, занимающихся экспортом продукции на мировых рынках имеет внешне экономическая политика, проводимая в стране. Внешняя торговля товарами и услугами продолжает оставаться одной из основных направлений в экспорте.
«Для многих организаций России ведение внешнеторговой деятельности осуществляется со многими созданными проблемами в последние годы: влияние на которые оказывают секционные действия со стороны ряда стран Европы и направленные на принуждение выполнения геоэкономического и геополитического противостояния отдельных стран» [1].
Внешняя торговля складывается из экспортно-импортных операций, связанных с передвижением товаров через таможенные границы, которые увеличивают (импорт) или уменьшают (экспорт) материальные ресурсы страны.
В отношении России, ранее годами принимались определенные ограничения, в 2014 году, которые постепенно урегулировались, а в начале 2022 г. вновь приняты. По увеличению экспорта продукции АПК Правительство России ведет определенную работу, приняты ряд документов, направленных на повышение продажи продукции АПК.
Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», в данном документе содержатся основные направления по обеспечению населения страны продуктами питания, а также описаны риски и угрозы в обеспечении, стратегические цели, в области внешнеэкономической политики необходимо обеспечить выполнения ст. 22 закона,
где в п. 2. предусматривается «… в области внешнеэкономической политики необходимо обеспечить:
«…а) расширение стратегического взаимодействия в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств по вопросам продовольственной безопасности;
б) развитие двустороннего сотрудничества по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640;
г) наращивание производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, для преодоления отрицательного сальдо внешней торговли и формирования экспортного потенциала;
з) снижение зависимости сельского и рыбного хозяйства от импорта технологий, машин, оборудования, а также семян основных сельскохозяйственных культур и племенной продукции» [2].
В дополнение к этому документу был принят Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в котором прописано: «…установить следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» исходя из которого следует:
«…а) обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и выход не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, в том числе за счет роста производительности труда, при сохранении макроэкономической стабильности, низкого уровня безработицы и снижении уровня структурной безработицы;
б) снижение доли импорта товаров и услуг в структуре валового внутреннего продукта до 17 процентов к 2030 году;
п) увеличение к 2030 году объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 процентов по сравнению с уровнем 2021 года;
р) увеличение к 2030 году экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года;
с) формирование сети устойчивых партнерств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков» [3].
Ранее обсуждался разработанный Минсельхозом России паспорт по выполнению федерального проекта «Экспорт продукции АПК РФ», в котором выделен основной показатель реализации экспорта продукции АПК. В разработанном паспорте прописаны подотрасли федерального проекта. «Экспорт продукции АПК» определен как стратегический ориентир и обозначены новые возможности для организации деятельности в АПК.
Оценку экспортной политики следует начинать с выполнения намеченных целей и указанных в них вопросов. В первую очередь оценить принятые законодательные и нормативные акты, оценивая выполнение целей. Разработанные цели не имеют четкого указания в них объемных показателей, а прописаны отдельные термины
Проведем анализ с выполнения обозначенных направлений в данном вопросе. В проекте поставлены цели: 1. Создание новой товарной продукции, в том числе с высокой добавленной стоимостью путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий.
Развитие экспорта продукции АПК ставит определенные задачи, определение прогнозных значений направленных на изучение целевых рынков АПК, производства (выпуска) продукции, поставляемые на рынок, критерии применяемые к отбору продукции, поставляемые на рынок, как в сырьевых объемах, так и в переработанном виде. Для поставки на рынок продукции АПК, не подтверждено расчетами потребления в ресурсах: площадь пашни, удобрений, средств зашиты, затрат организаций по перевозке продукции включая затраты железнодорожным транспортом, тароупаковочные материалы и т. д. Дополнительно следовало рассчитать потребность в технических средствах, а также для обеспечения подготовки зерна к реализации на экспорт: оборудование складских помещений в организациях и в портах для отправки на экспорт. Для выполнения цели были разработаны базовые показатели федерального проекта «Экспорт продукции АПК», выраженные в относительных величинах они свидетельствуют о некорректности их составления.
Таблица 1
Базовые показатели федерального проекта «Экспорт продукции АПК», в %.
Показатель | годы | |||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Объем экспорта продукции АПК | 100 | 100 | 100 | 100 |
Объем экспорта продукции масложировой отрасли | 17,6 | 17,8 | 19,7 | 18,5 |
Объем экспорта зерновых | 31,6 | 29,6 | 26,7 | 26,1 |
Объем экспорта рыбы и морепродуктов | 22 | 21,4 | 19,7 | 18,2 |
Объем экспорта мясной и молочной продукции | 5,2 | 5,7 | 5,8 | 6,0 |
Объем экспорта пищевой и перерабатывающей промышленности | 16,1 | 16,7 | 17,9 | 18,0 |
Объем экспорта прочей продукции | 7,5 | 8,8 | 10,2 | 13,2 |
Источник: Составлена таблица автором на данных законодательного документа [2].
Анализ принятого документа с фактическими данными по экспорту продукции указывает на разночтения фактических данных с указанными в паспорте. Обозначенная под цифрой один отрасль экспортирующая продукцию является экспорт продукции масложировой отрасли 18,5 %, в тоже время расчеты показывают, что лидирующее место в развитии экспортной продукции отводится экспорту зерна, затем масложировой продукции, далее рыбе и морепродуктам, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, прочей продукции и завершает экспорт мясной и молочной продукции (табл.1).
Экспорту зерновых в общем объеме экспорта продукции АПК отводится лидирующее место (31,6 % — 26,1 %), второе место отведено экспорту продукции масложировой отрасли (17,6 % – 18,5 %), третье место занимает экспорт рыбы и морепродуктов (22,0 % — 18,2 %), четвертое отведено экспорту прочей продукции (7,5% — 13,2 %). Экспорт пищевой и перерабатывающей промышленности занимает самое последнее место в базовых показателях
Анализируя фактическую структуру экспорта, указывает на то, что лидирующие позиции по экспорту продолжает занимать торговля минеральными продуктами на их долю приходилось в 2021 г 56.4%, выше прошлого года на 5.1 %, второе место занимает поставка на экспорт продукции химической промышленности, ее доля в структуре составляет за 2021 г составляет 7,7 %, что выше прошлого года на 0,6 %, выручка от продажи данной продукции возросла к уровню прошлого года на 13884 млн долл. США. Металлы, драгоценные камни и изделия из них доля в товарной структуре составляют 6,5 % (2021 г) в общей структуре продажи товаров, выручка возросла к прошлому году на 7004 млн долл. США, или на 18.5 процентов (табл.2).
Таблица 2
Товарная структура экспорта по России.
Показатель | 2010 | 2019 | 2020 | 2021 | ||||
млн дол США | % | млн дол США | % | млн дол США | % | млн дол США | % | |
Экспорт всего | 103093 | 100 | 429261 | 100 | 339295 | 100 | 492907 | 100 |
В том числе, Продовольственные товары и сх сырье (кроме текстильного) | 1623 | 1,5 | 24837 | 5,9 | 29653 | 8,8 | 35889 | 3,3 |
Минеральные продукты | 55438 | 53,8 | 268425 | 63,3 | 172952 | 51,3 | 277808 | 56,4 |
Продукция химической промышленности | 7392 | 7,2 | 27143 | 6,4 | 23911 | 7,1 | 37795 | 7,7 |
Кожевенное сырье | 270 | 0,30 | 205 | 00 | 160 | 00 | 209 | 00 |
Древесина и целлюлозно- бумажные изделия | 44650 | 4,3 | 12797 | 3,0 | 12356 | 3,7 | 16987 | 3,4 |
Текстиль и текстильные изделия | 817 | 0,8 | 1393 | 0,3 | 1487 | 0,4 | 1747 | 0,4 |
Металлы, драгоценные камни и изделия из них | 9071 | 8,8 | 28013 | 6,6 | 25157 | 7,5 | 32161 | 6,5 |
Другие товары | 1003 | 1,5 | 08580 | 2,0 | 6357 | 1,9 | 7691 | 1,5 |
Источник: составлена автором на данных Росстата [5].
Сравнивая приведенные данные в таблицах (1 и 2), мы не можем однозначно сказать, что это приоритетные направления в экспорте продукции АПК РФ. Работая в условиях секционного давления, при ограничении мер и трансформации рынков продовольствия принятые документы требуют к себе повышенного внимания и принятия к ним коррективного значения с учетом изменения в поставке на экспорт товаров, особенно минеральных удобрений.
- Цель — Создание «экспортно- ориентированную товаропроводящей инфраструктуры»
Решение поставленной задачи возможно при условии обеспечения организаций необходимой пропускной способности магистралей для перевоза груза. Строгое выполнение маршрутов отправки продукции до пункта отправления с выдержанные сроков, объемов, качества.
- Цель — «Устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции на целевые рынки».
Данное направление возможно для выполнения при условии совместного согласования межу Минсельхозом и Россельхознадзором при поставке продукции животноводства по согласованным договорным условиям.
4.Цель — «Создание системы продвижения и позиционирования продукции АПК».
Решение данной проблемы возможно за счет создания сети представительств государства на мировых рынках, ярмарках. формирования комплекса мер по поддержки продвижения продукции на мировых рынках. Применять при производстве продукции зонтичные бренды с целью применения планов с рекламно – инфармационном продвижении [3, 2].
«Создание новой товарной продукции, в том числе с высокой добавленной стоимостью путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий» и это должно быть отражено по порядку в базовых показателях.
Оценка внешнеэкономической политики состоит из оценки ее элементов, участвующих в формировании и задействованных при получении конечных результатов, и процесса её формирования, и конечных результатов. Механизм проведения внешнеэкономической политики включает дополнительно в себя следующие элементы: политического, административного и макроэкономического характера.
Оценку внешнеэкономической политике можно производить как оценку эффективности политического аспекта и можно рассмотреть, как действующие взаимоотношения между собой в субъектах страны, так и в каждой отрасли производства отдельно взятой и сопоставления с проводимой политики в АПК и государственных органов принимаемых решений по тем или иным вопросам.
Оценка административного уровня производится путем оценки эффективности государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности, например, через контроль за исполнением действующего законодательства, выполнение договорных отношений и другое.
Макроэкономический уровень оценивается на основе полученных результатов при реализации государственных решений в области ВЭД, оказывающих влияние на изменение ряда макроэкономических показателей таких, как внешнеторговый баланс, объёмы экспортных и импортных операций по различной номенклатуре товаров, темпы роста и прироста, эластичности рынка, развития инфраструктуры. Применяют в оценке абсолютную и относительную динамику, а также соответствие достигнутых результатов с договорными обязательствами и доведенными до организаций экспортных и импортных квот.
Направления политики в экспортных торговых отношениях: торговля зерном. Данное направление в экспорте зерна может принести не только доход производителям, но дает направление в специализации производства
Развитие инфраструктуры портов страны. Это направление играет важную роль в развитии экспортной продукции. «Введение в эксплуатацию новых мощностей и улучшение логистических процессов, действующих позволяют существенно сократить время доставки и повысить надежность поставок. Развитие портовой инфраструктуры играет ключевую роль в обеспечении стабильного экспорта зерна и укреплении позиций России на мировом рынке»
Определение направлений на рост объемов поставки товаров и в выявлении новых направлениях по продаже товарной продукции выявления новых рынков сбыта. Это направление является приоритетным направлениями для российских производителей. Получило развитие сотрудничество в последние годы с новыми для страны государствами: Вьетнам, Индонезия, Иордания, Ирак, Бангладеш, Афганистан, Монголия и Узбекистан
Поддержка государства экспорта продукции. Создания благоприятных усилий для экспортеров, развитию инфраструктуры и стимулированию производства зерна. Принятые программы государственной поддержки позволяют снизить издержки производителей, улучшить качество продукции и увеличить объемы экспорта.
Внешняя торговля складывается из экспортно-импортных операций. связанных с передвижением товаров через таможенные границы, которые увеличивают (импорт) или уменьшают (экспорт) материальные ресурсы страны.
Внешняя торговля Российской Федерации показывает, что за 2021г внешне торговый оборот возрос к прошлому году на 39,2 %, одновременно достигнут роста экспорта на 47,2 % и импорта на 26,6 %, коэффициент покрытия импорта экспортом возрос в 1,6 раза. Коэффициент покрытия во внешнеэкономической деятельности показывает процент покрытия расходов на импорт выручкой от экспорта товаров и услуг.
Экспорт России покрывает не только расходы по импорту, но и получает доход, в 2021 г экспортная продукция перекрывает импорт в 1.6 раза, выше среднероссийского значения получены показатели при торговых операциях со странами дальнего зарубежья в 1,7 раза, полученная выручка от торговых сделок со странами ближнего зарубежья в 2,2 раза перекрывают расходы по импорт (табл.3
Таблица 3
Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах).
годы | ||||||
2010 | 2020 | 2021 | ||||
Млн дол США | в % к предыдущему году | Млн дол США | в % к предыдущему году | Млн дол США | в % к предыдущему году | |
Внешнеторговый оборот | 638354 | 132,7 | 573619 | 85,2 | 798364 | 139,2 |
Экспорт | 392674 | 132,1 | 333530 | 79,5 | 494 | 148,2 |
Импорт | 245680 | 133,6 | 240089 | 94,6 | 304014 | 126,6 |
Сальдо | 146995 | 93441 | 190336 | |||
Коэффициент покрытия импорта экспортом | в 1,6 раза | в 1,4 раза | в 1,6 раза | |||
В том числе со странами дальнего зарубежья | ||||||
Экспорт | 333635 | 132,4 | 282656 | 77,8 | 426991 | 151,1 |
Импорт | 213237 | 131,1 | 214587 | 95 | 271680 | 126,6 |
Сальдо | 120398 | 68069 | 155311 | |||
Коэффициент покрытия импорта экспортом | в 1,6 раза | в1,3 раза | в 1,7 раз | |||
Со странами СНГ | ||||||
Экспорт | 59039 | 130,8 | 50873 | 90,2 | 67359 | 132,4 |
Импорт | 32442 | 152,8 | 25502 | 91,4 | 32332 | 126,8 |
Сальдо | 26597 | 25372 | 35027 | |||
Коэффициент покрытия импорта экспортом | в 1,8 | в 2,0р | в 2,2р |
Источник: составлена автором на данных Росстата [4].
Перспективы экспорта и новые точки роста — направлены на развитие экспортных возможностей расширения рынка сбыта, что является приоритетным для российских производителей.
Торговля со странами СНГ не представляет значительного интереса для организаций России, объемы поставок в эти страны не значительные в пределах 15%, что свидетельствует о низкой платежеспособности стран СНГ. Страны дальнего зарубежья более интересны для России, поскольку с ними не только следует поддерживать торговые отношения, но в тоже время увеличивать объемы продаж, не только в эквиваленте рублевом, а возможны и другие варианты, например, ввоз сырья для предложения в другие сраны с соответствующей с учетом в сфере внешней торговли для России стало продолжением трендов прошлых лет (табл.3).
Повышение конкурентоспособности АПК. Основные статьи российского экспорта являются — экспорт зерна, растительное масла, шоколадные изделия, безалкогольные напитки и другие.
Отраслевая география экспорта. Рассматривается по реализации производимой организациями АПК продукции следует, что зерно поставляется из Росси более чем в 70 стран мира (Египет, Иран, ЮАР и другие страны. Рыба поставляется в: Корею, Японию и Китай).
В предложенной структуре базовых показателей структура подотраслей выделяет экспортное развитие в абсолютных показателях, в относительных показателях совершенно другое получается значение, они остаются или на уровне прошлого г ода или незначительно возрастают.
Таблица 4
Удельный вес стран – партнеров в экспорте России в %
Годы | |||||
2000 | 2010 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе страны СНГ | 13,4 | 15,0 | 12,7 | 14,4 | 13,3 |
Государства – члены ЕАЭС | 7,7 | 7,7 | 9,1 | 9,9 | 9,3 |
В т.ч. Беларусь | 5,4 | 4,6 | 4,9 | 4,7 | 4,8 |
Казахстан | 2,2 | 2,7 | 3,4 | 4,2 | 3,8 |
Армения | 0,2 | 1,2 | 0,4 | 0,5 | 3,8 |
Страны дальнего зарубежья | 86,6 | 85,0 | 87,3 | 85,6 | 86,7 |
Из них страны Евросоюза | 35,8 | 53,3 | 44,6 | 33,7 | 38,1 |
Польша | 4,3 | 3,8 | 3,3 | 2,8 | 3,4 |
Германия | 9,0 | 6,3 | 6,6 | 5,5 | 6,0 |
Италия | 7,0 | 6,9 | 3,4 | 3,0 | 3,8 |
Нидерланды | 4,2 | 13,6 | 10,6 | 7,4 | 8,5 |
Франция | 1,8 | 3,1 | 1,6 | 1,4 | 2,0 |
Великобритания | 4,5 | 2,9 | 2,4 | 6,9 | 4,5 |
Финляндия | 3,0 | 3,1 | 2,4 | 2,1 | 2,0 |
страны АТЭС | 15,1 | 16,9 | 24,0 | 27,9 | 26,6 |
Китай | 5,1 | 5,1 | 10,9 | 14,6 | 14,0 |
США | 4,5 | 3,1 | 2,8 | 3,2 | 3,6 |
Япония | 2,7 | 3,2 | 2,9 | 2,7 | 2,2 |
Другие страны | |||||
Турция | 3,0 | 5,1 | 5,2 | 4,8 | 5,5 |
Швейцария | 3,2 | 2,2 | 1,2 | 0,9 | 0,6 |
Источник: составлена автором на данных Росстата [4]
Удельный вес стран – партнеров в экспорте России распределились следующим по значимости в удельном весе. Незначительная доля приходилась на страны СНГ в 2021 г их доля составляла 13,3 %, государства члены ЕАЭС занимают позицию ниже, и их доля составляет 9,3 %, в отдельные годы изменяется, так в 2000 г на них приходилось 7,7 %, то в 2019 г она увеличилась до 9,1 %, а в 2020 г возросла с 9,1 % до 9,9 процентов. В 2021 г произошло уменьшение экспорта продукции незначительно к прошлому году на 0,6 % и удельный вес составил 9,3 процента. Наибольшую долю в этой группе занимает Республика Белорусь, которая в отдельные годы имеет разные по своему значению данные.
В 2000 г доля Республики Белорусь в экспорте России занимала 5,7 %, то в 2019 г она сократилась до 4,9 %, и продолжает сокращаться, а в 2021 г уже составила 4,8 процента. Второй по значимости страной данной группы является Казахстан, экспорт в эту страну незначительный, несмотря на то что к уровню 2010 г экспорт увеличился, и его доля составляла 2,2 % (2000 г), то в 2021 г она уже составляет 3,8 %, что ниже 2020 г на 0,4 процента( табл.4).
Страны дальнего зарубежья занимают большую часть в экспорте России, за 2021 г удельный вес стран составил 86,7 %, что немного больше базового года 2010 г или на 0,1%, на страны Евросоюза приходится 38,1 %. Полученный показатель за 2021 г значительно выше показателя 2010 г на 2,3 % Среди стран наибольший удельный вес в экспорте.
Выводы. Для развития российского рынка наиболее актуальным является. Обеспечение без проблемного участия российских товаропроизводителей в торговых операциях;
— получения сертификатов на продукцию для участия в торговых операциях за рубежом;
— предоставления на всех уровнях бесплатной юридической защиты товаропроизводителей по продвижению экспортной продукции;
— разработка и включение в государственную поддержку производство отдельных видов продукции;
— освобождение от уплаты налогов по поставке товара до границы и возмещения транспортных расходов по транспортировке грузов до стран импортеров;
— доводить со стороны Минсельхоза информацию о цене на экспортируемую продукцию, и о ее потребном количестве до организаций производителей;
— широко применять стимулирование экспортеров по итогам проведенных конкурсов на выделении им определенных бонусов, как победителям.
Библиографический список
1.Википедия. электронный ресурс — URI.: https:// en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia (дата обращения 15,11,2024 г)2. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) с последними изменениями от 27 декабря 2023 г. электронный ресурс —URI.: https://base.garant.ru/400773886/?ysclid=m2bm1nca1u779280809- (дата обращения 01.11. 2024 г).
3. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 . N 2567- р (далее - Стратегия);электронный ресурс — URI.: ttps://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172287/?ysclid=m2blrmskl4111921512.- (дата обращения 05.11. 2024 г).
4.Российский статистический ежегодник. 2023: Стат. сб./Росстат. М.,2023. - 701с
5. Торговля в России. 2023: Стат. б./ Росстат. - M., 2023. – 230 с. rosstat.gov.ru›storage/mediabank/Torgov_2023.pdf.
6. К. А. Чепелева Формирование экспортной стратегии АПК РФ. электронный ресурс; — URI .: http://elib.timacad.ru›dl/full/sb-skr- - 022 127.pdf/(дата обращения 20.04.2024 г).
7. А. М. Калинин Экспортный потенциал Российской экономики: целевые ориентиры и требования к государственной политике. Проблемы прогнозирования, 2019 №4 ISSN 0868-6351 https://ecfor.ru/nauchnye-izdaniya/problemy-prognozirovaniya/arhiv-nomerov//(дата обращения 20.04.2024 г).