Определение стоимости рекреационных услуг и туризма на территории государственного природного парка «САЛКЫН-ТОР»
Determination of the cost of recreational services and tourism in the territory of the state natural park "SALKYN-TOR"
Abstract: This article is devoted to the assessment of ecosystem services of the state nature park "Salkyn-Tor". The potential capacity of the state nature park was determined, and the volume of recreational services and tourism in this park was calculated.
Keywords: Ecosystem services, assessment of ecosystem services, recreational services, tourism, Natural Park, potential capacity of a natural park, protected area, cost of recreational services and tourism.
Государственный природный парк «Салкын-Төр» расположен в центральной части Средненарынской долины Нарынского района. Платежи за экосистемные регулирующие и культурные услуги могут стать дополнительным источником в сохранении природно-культурного наследия государственного парка [1, 6]. Протяженность территории, с севера на юг около 15 км, с востока на запад 30 км. Общая территория ГНПП составляет 10419,0 га [2]: заповедная зона составляет 2472,8 га; туристическая рекреационная зона — 276,4 га; зона ограниченной хозяйственной деятельности — 7669,8 га.
Плотность посещения — посещаемость единицы территории парка в единицу времени (час) определяется количеством посетителей на 1 га. Количество посетителей парка одновременно находящихся на его территории рекомендуется принимать 10-15 % численности населения города (села) в зоне 30 мин доступности парка. Коэффициент сменяемости посетителей (К см) = 1,2-2,0 [3,4]. Высокой плотности посещения соответствует показатель единовременной рекреационной нагрузки свыше 60 чел/га, средней и низкой — менее 60 чел/га. Для нашего парка мы выбираем показатель 60 чел/га. Расчетное количество посетителей парка приведена в таблице 1.
Таблица 1
Расчетное количество посетителей
№ п/п | Зоны | Численность населения | Количество посетителей, чел | Коэффициент сменяемости | Расчетное количество посетителей, чел/год |
1 | г. Нарын | 40100 | 6015 | 2 | 12030 |
2 | с. Дөбөлү | 1 606 | 241 | 2 | 482 |
3 | с. Алыш | 525 | 79 | 2 | 158 |
4 | с.Кеңеш | 712 | 107 | 2 | 214 |
5 | Из других сел и городов | — | 129 | 1 | 129 |
итого | 6471 | 13013 |
Как видно из данных таблицы 1, исследуемый природный парк посещают в основном жители г. Нарын и близлежащих сел, находящихся в радиусе до 30 км. Расчетное количество посетителей составило 13013 чел/ год. Прогнозный расчет дохода природного парка приведена в таблице 2.
Таблица 2
Прогнозный расчет дохода за год
№ п/п | Зоны | Средняя стоимость посещения | Расчетное количество посетителей, чел/год | Прогнозный доход природного парка за год, сом |
1 | Город Нарын | 673 | 12030 | 8096190 |
2 | Село Дөбөлү | 385 | 482 | 185570 |
3 | Село Алыш | 220 | 158 | 34760 |
4 | Село Кеңеш | 282 | 214 | 60348 |
5 | Из других сел и городов | 8000 | 129 | 1032000 |
Итого 13013 | 9408868 |
При расчетном количестве посетителей в 13013 чел в год прогнозный доход природного парка за год составил 9408868 сом.
С применением коэффициента капитализации 0,01 рассчитаем стоимость рекреационного потенциала природного парка “Салкын -Тор”: 9408868*0,01 = 94088,7 сомов.
Таблица 3
Прогнозный расчет потенциальной емкости природного парка Салкын –Төр
№ п/п | Зоны | Числен- ность населения, чел | Кол-во домо хозяйств | Средняя стоимость 1 посещения, сом | Расчетное количество посетителей, чел/год | Частота посеще ния в год | Средняя стоимость посещения в год, сом | Потенциальная емкость ПП, сом |
1 | Город Нарын | 40100 | 8000 | 767 | 12030 | 0,2 | 153,5 | 1846142 |
2 | Село Дөбөлү | 1 606 | 321 | 385 | 482 | 0,2 | 77 | 37114 |
3 | Село Алыш | 525 | 105 | 220 | 158 | 0,2 | 44 | 6952 |
4 | Село Кеңеш | 712 | 142 | 282 | 214 | 0,2 | 56,4 | 12070 |
5 | Итого | 1902278 |
Используя данные таблицы 3, мы рассчитываем потенциальную емкость природного парка. По нашим расчетам данный показатель составил 1902278 сомов. Если долю стоимости, которую можно отнести на счет посещения природного парка считать равной 40%, то общая годовая экономическая ценность парка равна 1902278,3*40% = 760911 сомам.
Весьма ценным в экономической оценке экосистемных услуг является анализ получателей доходов от использования данных услуг, с помощью которого выявляется эффективность рекреационной территории. Рекреационный потенциал – это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории [5]. Для этого расчета были определены цены за посещение территории, аренда помещения и дополнительные услуги (таблица 4).
Таблица 4
Данные рекреационных услуг на территории парка
Услуги рекреации | Цены | Количество посетителей в год |
Посещение территории | 20 сом/1 чел | 13013 человек |
Аренда помещений | 2000сом/мес | 36 раз в год |
Дополнительные услуги | 150сом / час | 240 раз в год |
На основе данных полученных путем опроса посетителей был рассчитан удельный вес доходов, полученных на территории объекта рекреации (таблица 5).
Таблица 5
Распределение доходов от использования рекреационных услуг
Получатели доходов | Объем, сом/год | Доля % | |
На территории объекта рекреации | Объект (пребывания на территории рекреации) | 260260 | 70,7 |
Бизнес (аренда помещений для отдыха: юрта, домики, гостиница, кафе) | 72000 | 19,5 | |
Дополнительные услуги (прогулка на лошадях) | 36000 | 9,8 | |
итого | 368260 | 100 |
Основными получателями выгод от использования рекреационных услуг (сельских территорий) стали объекты рекреации за счет аренды и ценности пребывания. Эта величина больше объясняет ценность территории, которая востребована людьми. Поэтому основной задачей для сельской экономики в сфере предоставления услуг населению является повышение спектра услуг, привлечение бизнеса для роста числа рабочих мест и занятости сельского населения. Наиболее ценным, согласно приведенным данным, является сам объект рекреации (100%), причем за счет отдыха горожан.
На наш взгляд, необходимо создать условия отдыха для жителей региона, тем самым обеспечивая занятость населения, расширять сферу услуг и их качество, формировать, особенно для молодой категории граждан, образ «здорового отдыха», без особых ожиданий туриста извне границ региона. Под комфортными условиями отдыха подразумеваются гарантированная безопасность, транспортная доступность до объектов отдыха, объективность информации. Нами проведен опрос респондентов по оценке услуг природного парка.
На вопрос «Как Вы оцениваете инфраструктуру парка?»
26,9% опрошенных ответили «хорошо»; 53,8% — «удовлетворительно»; 15,4% -«неудовлетворительно» и 3,9% — не дали ответа (рис.1.).
Рис.1. Оценка инфраструктуры парка
Большинство респондентов выразили пожелание улучшения инфраструктуры: открытие новых аттракционов, кафе, магазинов, в т.ч. сувенирных. Как большой недостаток отметили отсутствие мобильной телефонной связи. Многих туристов возмущает состояние дороги, ведущей до парка, которая находится в ведении местного айыл окмоту и не относится к его территории.
На вопрос: “Удовлетворяет ли Вас качество работы сотрудников парка” большинство туристов 88,5% дали положительный ответ (рис.2). Данные опроса туристов показывает, что в основном услугами парка пользуются местные жители. Из посетителей приехавшие извне туристы составили всего лишь 8%, остальные – местные.
Рис.2. Оценка работы сотрудников парка
Интересным фактом исследования стала готовность туристов-посетителей и местного населения платить за содержание природного парка в случае отсутствия или прекращения финансирования. Из числа опрошенных туристов 88,5% выразили готовность платить за сохранение природного парка, что было приятно для исследовательской группы (рис.3).
Рис.3. Готовность туристов и посетителей платить за сохранение парка
За сохранность парка 50% участников опроса готовы внести средства в денежной форме, но конкретную сумму не указали (рис.4).
Рис.4. Готовность платить за сохранение парка местного населения
Большинство ответили, что поддержат финансово в силу своих возможностей. 26,9% туристов готовы заниматься волонтерством, и 30,8 % — агитационно-просветительской деятельностью в пользу парка (рис.5).
Рис.5. Формы и виды поддержки для сохранения парка
Мнение туристов и посетителей о готовности платить за сохранение государственного природного парка полностью поддерживает также и местное население. Из них 96,8% готовы платить.
Местное население готово поддержать парк на случай отсутствия государственного финансирования в следующих формах: волонтерство – 19,7%, 54,8% — агитационно-просветительской деятельность, 32,3% — готовы поддержать в денежной форме и параллельно провести агитационную работу.
Демографический срез опрошенных туристов выглядит следующим образом: 38,5% работают в госслужбе, 34,6% — временно не работают, 19,2% — заняты домашним хозяйством. Из них 30,8% имеют высшее образование, 30,7% — среднеспециальное образование, 38,5% — среднее образование.
Туристы отметили следующие причины сохранения природного парка как приоритетные (рис.6):
- Охраняемая зона имеет высокую эстетическую ценность (69,2%)
- Охраняемая зона является национальной гордостью Кыргызстана (66,4%)
- Зона эндемических животных (65,4%)
- Охрана природы (61,5%).
Рис. 6. Основные причины сохранения природного парка
Туристам был задан вопрос: «Какие меры нужно проводить чтобы улучшить сохранность природного парка?». Ответы на данный вопрос были такими: 42,3% — необходимо провести экологические меры, 34,6% — нужно провести агитационно-просветительскую работу, 26,9% — развитие экологического туризма (рис.7).
Рис.7. Меры по улучшению охраны природного парка
На аналогичный вопрос местные жители дали следующие ответы: 64,5% — необходимо провести экологические меры, 58,1% — нужно провести агитационно-просветительскую работу, 48,4% — развитие экологического туризма (рис.8).
51,6% опрошенных (местное население) составили женщины, 48,4% — мужчины. Из них высшее образование 45,2%, среднеспециальное — 25,8%, среднее- 29%. Социальный статус опрошенных: 25,6% — домохозяйки, 22,6% — предприниматели, 22,6% — пенсионеры, 19,4% — госслужащие.
Рис.8. Основные причины сохранения природного парка
Приоритетными для сохранения природного парка местные жители считают следующие причины:
- Охраняемая зона имеет высокую эстетическую ценность (41,9%).
- Охраняемая зона является национальной гордостью Кыргызстана (54,8%).
- Охрана природы (48,4%).
Основные научные выводы и результаты, полученные на основе выполненных исследований, сводятся к следующему.
- Государственный природный парк «Салкын-Тор» — один из наиболее популярных рекреационных районов Нарынской области. Сочетание красивой природы окруженных горными ландшафтами издавна привлекали сюда любителей природы, туристов, исследователей. В данной местности все еще существуют мало затронутые человеком естественные ландшафты. Поэтому территория природного парка являются излюбленным местом отдыхающих.
- Необходима разработка и проведение комплексных работ по сохранению природной среды: экологических мер, агитационно-просветительскую работу, развития экологического туризма. Их неизбежность представляется необходимым и своевременным в связи с ожидаемым увеличением потока отдыхающих.
- Местное население и отдыхающие готовы поддержать парк на случай отсутствия государственного финансирования в следующих формах: волонтерство, агитационно-просветительской деятельность, в денежной форме и проведения агитационной работы.
- Определен общий рекреационный потенциал природного парка в сумме 368260 сомов. Потениальная емкость природного парка составила 1902278 сомов, а также общая годовая экономическая ценность парка равная 760911 сомам.
Библиографический список
1. Бабина, Ю.В. Методические вопросы определения экономической оценки ООПТ по эффективности выполнения основных природоохранных функций / Бабина Ю.В., Михайлова Н.Д. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика, 1997. - №3. – 101 с.2. Статистический бюллетень "Состояние окружающей среды в Кыргызской Республике, включая экологическую обстановку в районе озера Иссык-Куль". Бишкек, 2021.
http://www.stat.kg/media/publicationarchive/e1194a33-c3e4-44b5-9fc0-97bef449566c.pdf
3. Экосистемные услуги России: прототип национального доклада. Т. 2. Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы учёта в Российской Федерации / Ред.-сост.: Е.Н. Букварёва, Т.В. Свиридова. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2020. – 220 с.
4. Рекреационные территории. МГСН 1.01-98 https://www.cih.ru/s3/222.html
5. Исламова Ф.С. Факторы и условия развития структуры туристско-рекреационного потенциала территории. / Журнал Научное обозрение. Экономические науки, Москва, 2016, - №6 с.75-79
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28839403_48060433.pdf
6. Экономические аспекты экосистем и биоразнообразия, промежуточный отчёт ЮНЕП, 2010.
7. Millennium Ecosystem Assessment. Ecosystems and Human Well-being: Synthesis – MEA (2005). Washington DC: Island Press