Индекс УДК 330.131.5:630
Дата публикации: 30.11.2021

Определение стоимости рекреационных услуг и туризма на территории государственного природного парка «САЛКЫН-ТОР»

Determination of the cost of recreational services and tourism in the territory of the state natural park "SALKYN-TOR"

Омуралиева Д.К.
Ибраева Н.М.
Асан уулу К.
Токталиев Р.А.

1. Д.э.н., профессор, кафедра «Бухгалтерский учет и аудит», Кыргызский национальный аграрный университет
2. К.э.н., центр международных образовательных программ, Кыргызский национальный аграрный университет
3. К.э.н., доцент,кафедра «Менеджмента и агромаркетинга», Кыргызский национальный аграрный университет
4. Директор государственного парка «Салкын-Тор»

Omuralieva D.K.
Ibraeva N.M.
Asan uulu K.
Toktaliev R.A.

1. PhD in Economics, professor, Department of Accounting and Auditing,
Kyrgyz National Agrarian University
2. Cand. economic Science, Сenter for International educational programs,
Kyrgyz National Agrarian University
3. Cand. economic Science, Associate Professor, Department Management
and Agromarketing, Kyrgyz National Agrarian University
4. Director of the State National Park «Salkyn-Tor»

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам оценки экосистемных услуг государственного природного парка «Салкын-Тор». Определена потенциальная емкость государственного природного парка и рассчитан объем рекреационных услуг и туризма в данном парке.

Abstract: This article is devoted to the assessment of ecosystem services of the state nature park "Salkyn-Tor". The potential capacity of the state nature park was determined, and the volume of recreational services and tourism in this park was calculated.
Ключевые слова: Экосистемные услуги, оценка экосистемных услуг, рекреационные услуги, туризм, природный парк, потенциальная емкость природного парка, охраняемая зона, стоимость рекреационных услуг и туризма.

Keywords: Ecosystem services, assessment of ecosystem services, recreational services, tourism, Natural Park, potential capacity of a natural park, protected area, cost of recreational services and tourism.


Государственный природный парк «Салкын-Төр» расположен в центральной части Средненарынской долины Нарынского района. Платежи за экосистемные регулирующие и культурные услуги могут стать дополнительным источником в сохранении природно-культурного наследия государственного парка [1, 6].   Протяженность территории, с севера на юг около 15 км, с востока на запад 30 км.  Общая территория ГНПП составляет 10419,0 га [2]: заповедная зона составляет 2472,8 га; туристическая рекреационная зона — 276,4 га; зона ограниченной хозяйственной деятельности — 7669,8 га.

Плотность посещения — посещаемость единицы территории парка в единицу времени (час) определяется количеством посетителей на 1 га. Количество посетителей парка одновременно находящихся на его территории рекомендуется принимать 10-15 % численности населения города (села) в зоне 30 мин доступности парка. Коэффициент сменяемости посетителей (К см) = 1,2-2,0 [3,4]. Высокой плотности посещения соответствует показатель единовременной рекреационной нагрузки свыше 60 чел/га, средней и низкой — менее 60 чел/га. Для нашего парка мы выбираем показатель 60 чел/га.  Расчетное количество посетителей парка приведена в таблице 1.

Таблица 1

Расчетное количество посетителей

№ п/пЗоныЧисленность населенияКоличество посетителей, челКоэффициент сменяемостиРасчетное количество посетителей, чел/год
1г. Нарын401006015212030
2с. Дөбөлү1 6062412482
3с. Алыш525792158
4с.Кеңеш7121072214
5Из других сел и городов1291129
 итого647113013

Как видно из данных таблицы 1, исследуемый природный парк посещают в основном жители г. Нарын и близлежащих сел, находящихся в радиусе до 30 км. Расчетное количество посетителей составило 13013 чел/ год. Прогнозный расчет дохода природного парка приведена в таблице 2.

Таблица 2

Прогнозный расчет дохода за год

№ п/пЗоныСредняя стоимость посещенияРасчетное количество посетителей, чел/годПрогнозный доход природного парка за год, сом
1Город Нарын673120308096190
2Село Дөбөлү385482185570
3Село Алыш22015834760
4Село Кеңеш28221460348
5Из других сел и городов80001291032000
 Итого                                                     130139408868

При расчетном количестве посетителей в 13013 чел в год прогнозный доход природного парка за год составил 9408868 сом.

С применением коэффициента капитализации 0,01 рассчитаем стоимость рекреационного потенциала природного парка “Салкын -Тор”:   9408868*0,01 = 94088,7 сомов.

Таблица 3

Прогнозный расчет потенциальной емкости природного парка Салкын –Төр

№ п/пЗоныЧислен- ность населения, челКол-во домо хозяйствСредняя стоимость 1 посещения, сомРасчетное количество посетителей, чел/годЧастота посеще

ния в год

Средняя стоимость посещения в год, сомПотенциальная емкость ПП, сом
1Город Нарын401008000767120300,2153,51846142
2Село Дөбөлү1 6063213854820,27737114
3Село Алыш5251052201580,2446952
4Село Кеңеш7121422822140,256,412070
5Итого  1902278

 

Используя данные таблицы 3, мы рассчитываем потенциальную емкость природного парка. По нашим расчетам данный показатель составил 1902278 сомов. Если долю стоимости, которую можно отнести на счет посещения природного парка считать равной 40%, то общая  годовая экономическая ценность парка равна 1902278,3*40% = 760911 сомам.

Весьма ценным в экономической оценке экосистемных услуг является анализ получателей доходов от использования данных услуг, с помощью которого выявляется эффективность рекреационной территории. Рекреационный потенциал – это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории [5]. Для этого расчета были определены цены за посещение территории, аренда помещения и дополнительные услуги (таблица 4).

Таблица 4

Данные рекреационных услуг на территории парка

Услуги рекреацииЦеныКоличество посетителей в год
Посещение территории20 сом/1 чел13013 человек
Аренда помещений2000сом/мес36 раз в год
Дополнительные услуги150сом / час240 раз в год

На основе данных полученных путем опроса посетителей был рассчитан удельный вес доходов, полученных на территории объекта рекреации (таблица 5).

Таблица 5

Распределение доходов от использования рекреационных услуг

            Получатели доходовОбъем, сом/год   Доля %
 

На территории объекта рекреации

Объект (пребывания на территории рекреации)26026070,7
Бизнес (аренда помещений для отдыха: юрта, домики, гостиница, кафе)7200019,5
Дополнительные услуги (прогулка на лошадях)360009,8
итого368260100

Основными получателями выгод от использования рекреационных услуг (сельских территорий) стали объекты рекреации за счет аренды и ценности пребывания. Эта величина больше объясняет ценность территории, которая востребована людьми. Поэтому основной задачей для сельской экономики в сфере предоставления услуг населению является повышение спектра услуг, привлечение бизнеса для роста числа рабочих мест и занятости сельского населения. Наиболее ценным, согласно приведенным данным, является сам объект рекреации (100%), причем за счет отдыха горожан.

На наш взгляд, необходимо создать условия отдыха для жителей региона, тем самым обеспечивая занятость населения, расширять сферу услуг и их качество, формировать, особенно для молодой категории граждан, образ «здорового отдыха», без особых ожиданий туриста извне границ региона. Под комфортными условиями отдыха подразумеваются гарантированная безопасность, транспортная доступность до объектов отдыха, объективность информации. Нами проведен опрос респондентов по оценке услуг природного парка.

На вопрос «Как Вы оцениваете инфраструктуру парка?»

26,9% опрошенных ответили «хорошо»; 53,8% — «удовлетворительно»; 15,4% -«неудовлетворительно» и 3,9% — не дали ответа (рис.1.).

Рис.1. Оценка инфраструктуры парка

Большинство респондентов выразили пожелание улучшения инфраструктуры: открытие новых аттракционов, кафе, магазинов, в т.ч. сувенирных. Как большой недостаток отметили отсутствие мобильной телефонной связи. Многих туристов возмущает состояние дороги, ведущей до парка, которая находится в ведении местного айыл окмоту и не относится к его территории.

На вопрос: “Удовлетворяет ли Вас качество работы сотрудников парка” большинство туристов 88,5% дали положительный ответ (рис.2). Данные опроса туристов показывает, что в основном услугами парка пользуются местные жители. Из посетителей приехавшие извне туристы составили всего лишь 8%, остальные – местные.

Рис.2. Оценка работы сотрудников парка

Интересным фактом исследования стала готовность туристов-посетителей и местного населения платить за содержание природного парка в случае отсутствия или прекращения финансирования. Из числа опрошенных туристов 88,5% выразили готовность платить за сохранение природного парка, что было приятно для исследовательской группы (рис.3).

Рис.3. Готовность туристов и посетителей платить за сохранение парка

За сохранность парка 50% участников опроса готовы внести средства в денежной форме, но конкретную сумму не указали (рис.4).

Рис.4. Готовность платить за сохранение парка местного населения

Большинство ответили, что поддержат финансово в силу своих возможностей. 26,9% туристов готовы заниматься волонтерством, и 30,8 % — агитационно-просветительской деятельностью в пользу парка (рис.5).

Рис.5. Формы и виды поддержки для сохранения парка

Мнение туристов и посетителей о готовности платить за сохранение государственного природного парка полностью поддерживает также и местное население. Из них 96,8% готовы платить.

Местное население готово поддержать парк на случай отсутствия государственного финансирования в следующих формах: волонтерство – 19,7%, 54,8% — агитационно-просветительской деятельность, 32,3% — готовы поддержать в денежной форме и параллельно провести агитационную работу.

Демографический срез опрошенных туристов выглядит следующим образом: 38,5% работают в госслужбе, 34,6% — временно не работают, 19,2% — заняты домашним хозяйством. Из них 30,8% имеют высшее образование, 30,7% — среднеспециальное образование, 38,5% — среднее образование.

Туристы отметили следующие причины сохранения природного парка как приоритетные (рис.6):

  1. Охраняемая зона имеет высокую эстетическую ценность (69,2%)
  2. Охраняемая зона является национальной гордостью Кыргызстана (66,4%)
  3. Зона эндемических животных (65,4%)
  4. Охрана природы (61,5%).

Рис. 6. Основные причины сохранения природного парка

Туристам был задан вопрос: «Какие меры нужно проводить чтобы улучшить сохранность природного парка?». Ответы на данный вопрос были такими: 42,3% — необходимо провести экологические меры, 34,6% — нужно провести агитационно-просветительскую работу, 26,9% — развитие экологического туризма (рис.7).

Рис.7. Меры по улучшению охраны природного парка

На аналогичный вопрос местные жители дали следующие ответы: 64,5% — необходимо провести экологические меры, 58,1% — нужно провести агитационно-просветительскую работу, 48,4% — развитие экологического туризма (рис.8).

51,6% опрошенных (местное население) составили женщины, 48,4% — мужчины. Из них высшее образование 45,2%, среднеспециальное — 25,8%, среднее- 29%. Социальный статус опрошенных: 25,6% — домохозяйки, 22,6% — предприниматели, 22,6% — пенсионеры, 19,4% — госслужащие.

Рис.8. Основные причины сохранения природного парка

Приоритетными для сохранения природного парка местные жители считают следующие причины:

  1. Охраняемая зона имеет высокую эстетическую ценность (41,9%).
  2. Охраняемая зона является национальной гордостью Кыргызстана (54,8%).
  3. Охрана природы (48,4%).

Основные научные выводы и результаты, полученные на основе выполненных исследований, сводятся к следующему.

  1. Государственный природный парк «Салкын-Тор» — один из наиболее популярных рекреационных районов Нарынской области. Сочетание красивой природы окруженных горными ландшафтами издавна привлекали сюда любителей природы, туристов, исследователей. В данной местности все еще существуют мало затронутые человеком естественные ландшафты. Поэтому территория природного парка являются излюбленным местом отдыхающих.
  2. Необходима разработка и проведение комплексных работ по сохранению природной среды: экологических мер, агитационно-просветительскую работу, развития экологического туризма. Их неизбежность представляется необходимым и своевременным в связи с ожидаемым увеличением потока отдыхающих.
  3. Местное население и отдыхающие готовы поддержать парк на случай отсутствия государственного финансирования в следующих формах: волонтерство, агитационно-просветительской деятельность, в денежной форме и проведения агитационной работы.
  4. Определен общий рекреационный потенциал природного парка в сумме 368260 сомов. Потениальная емкость природного парка составила 1902278 сомов, а также общая годовая экономическая ценность парка равная 760911 сомам.

Библиографический список

1. Бабина, Ю.В. Методические вопросы определения экономической оценки ООПТ по эффективности выполнения основных природоохранных функций / Бабина Ю.В., Михайлова Н.Д. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика, 1997. - №3. – 101 с.
2. Статистический бюллетень "Состояние окружающей среды в Кыргызской Республике, включая экологическую обстановку в районе озера Иссык-Куль". Бишкек, 2021.
http://www.stat.kg/media/publicationarchive/e1194a33-c3e4-44b5-9fc0-97bef449566c.pdf
3. Экосистемные услуги России: прототип национального доклада. Т. 2. Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы учёта в Российской Федерации / Ред.-сост.: Е.Н. Букварёва, Т.В. Свиридова. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2020. – 220 с.
4. Рекреационные территории. МГСН 1.01-98 https://www.cih.ru/s3/222.html
5. Исламова Ф.С. Факторы и условия развития структуры туристско-рекреационного потенциала территории. / Журнал Научное обозрение. Экономические науки, Москва, 2016, - №6 с.75-79
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28839403_48060433.pdf
6. Экономические аспекты экосистем и биоразнообразия, промежуточный отчёт ЮНЕП, 2010.
7. Millennium Ecosystem Assessment. Ecosystems and Human Well-being: Synthesis – MEA (2005). Washington DC: Island Press